НЕВРОТИ4ЕСКИЕ, ПСИХОГЕННЫЕ СТРАХИЭти страхи возникают остро в ответ на эмоциональное потрясение. При приступе страха ребенок ме4ется, кри4ит, постоянно говорит о том предмете или явлении, которого испугался, верит в этот страх, представляя его ярко и красо4но, вплоть до галлюцинаций. Между приступами страха ребенок практи4ески здоров.
4-летняя дево4ка
испугалась вра4а. Периоди4ески вспоминая это, она кри4ала, плакала, отказывалась посещать поликлинику. Другая приблизительно в этом же возрасте
испугалась паука и при виде насекомого кри4ала, боялась одна спать, требовала, 4тобы мать перед сном тщательно вытряхивала одеяло, т. к. там могут быть пауки.
В зависимости от ли4ности ребенка невроти4еские страхи трансформируются в сверхценные страхи. У таких детей страх доминирует в сознании, ребенок трудно поддается разубеждению. У детей младшего возраста (7—9 лет) среди сверхценных страхов следует выделить “страх школы“: страх неуспеваемости, страх наказания за нарушения дисциплины, страх перед строгими у4ителями, 4то может привести к отказам посещать школу.
В предпубертатном возрасте (10— 11 лет) в структуре сверхценных страхов выступает страх за жизнь и здоровье. Такие дети боятся, 4то на них нападут бандиты, остановится сердце. 4то они могут умереть от удушья.
НЕДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ БЕССОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ СТРАХИЗдесь нет ощущения, осознания при4ины страха, связи с психотравмирующей ситуацией. 4аще всего ребенок монотонно, стереотипно повторяет: “Страшно, страшно, боюсь, боюсь...” Нередко присоединяется, особенно у детей школьного возраста, соматогенный компонент (похолодание в животе, сдавливание и замирание в области сердца, стеснение в груди, боли в ногах).
НАВЯЗ4ИВЫЕ СТРАХИ4аще всего возникают у тревожно-мнительных детей, у которых нарушено общение со сверстниками. Это, как правило,
страхи заражения, загрязнения, острых предметов (иголок, битой посуды), закрытых помещений, транспорта, страх покраснеть, страх устных ответов в школе, страх ре4и у заикающихся (логофобия), страх подавиться твердой пищей или костью, страх потерять своих родителей.
В отли4ие от сверхценных страхов дети понимают 4уждость своего страха, испытывают 4увство внутренней несвободы и активно стремятся преодолеть этот страх, 4то, как правило, приводит к формированию особых приемов, так называемых ритуалов. При страхе загрязнения, заражения дети, например, без конца моют руки, до сухости и шелушения кожи, моют с мылом продукты, даже хлеб и конфеты. При страхе острых предметов просят отвести их к вра4у, 4тобы он нашел и достал иголку, которую проглотили давно, перестают ездить в лифте, пользоваться транспортом, едят только жидкую пищу.
Ребенок 11 лет стал бояться
потерять своих родителей после того, как они пришли с работы на 3 4аса позже обы4ного. С тех пор, ожидая их возвращения, он совершал ряд защитных ритуалов: в прихожей ставил тапо4ки в определенном порядке, накрывал стол, повторяя действия 20— 30 раз за ве4ер...
Дево4ка 10—11 лет
боялась заболеть и ве4ером перед сном в те4ение 4аса особым способом взбивала подушку, надевала и снимала но4ную рубашку.
Страх перед бандитами заставляет ребенка десятки раз проверять, закрыта ли дверь, вклю4ать и выклю4ать свет, осматривать квартиру.
СТРАХИ БРЕДОВОГО ХАРАКТЕРАОни 4асто нелепы и вы4урны: дети
боятся теней, ветра, шума воды, дождя, водопроводных кранов, электри4еских ламп. Наблюдалась дево4ка 2 лет, которая боялась дверных ру4ек. Ей казалось, 4то в них сидят “страшные рожи”.
Маль4ик 3 лет боялся листьев, упавших с дерева, не переносил их шуршания, плакал, просил убрать.
Маль4ик 5 лет боялся стука дождя, совершенно не переносил, когда ливень барабанил по крыше.
Дети, испытывающие подобные страхи, как правило, замкнуты, малообщительны, подозрительны. Такие вы4урные, оторванные от реальности страхи должны настораживать родителей, они нередко являются
предвестниками психи4еского заболевания у ребенка. Желательно наблюдать такого ребенка у психоневролога.
Особое место в детской практике занимают
НО4НЫЕ СТРАХИ.
Они выражаются в том, 4то ребенок во время сна становится двигательно беспорядо4ным, разговаривает или кри4ит, пла4ет, может сесть, встать, пройти по комнате. Длятся такие состояния от нескольких минут до нескольких 4асов. Наутро ребенок практи4ески ни4его не помнит или помнит отрыво4ные сведения. Здесь можно выделить несколько вариантов страхов.
Страхи сверхценные, как правило, связаны с пережитыми ребенком в дневное время ссорами, конфликтами между родителями, плохими оценками в школе. Страхи при этом являются продолжением сновидений, отражающих эти ситуации, и психологи4ески понятны. Можно слышать, как ребенок бормо4ет: “Не бей меня; не трогай маму; я выу4у урок; спасайся!” Иногда видятся фантасти4еские 4удовища, дикие звери, страшные люди...
Недифференцированные, бессодержательные но4ные страхи — эпизоди4ески возникающие интенсивные страхи с пла4ем, криком, возбуждением без какого-либо содержания и без связи со сновидениями. Сознание при них довольно глубоко помра4ено, и даже 4асти4ный контакт с ребенком невозможен. По пробуждении утром ребенок ни4его о них не помнит. Встре4аются они при инфекциях с высокой температурой, после 4ерепно-мозговых травм. В тех слу4аях, когда они повторяются, их следует дифференцировать со страхами эпилепти4еского происхождения. Такие страхи называются пароксизмальными.
Пароксизмальные но4ные страхи. Их главные признаки: внезапность возникновения и прекращения, приуро4енность к определенному времени но4ного сна (в основном вторая половина но4и), склонность к повторению 4ерез одни и те же промежутки времени (4асто связаны с фазами луны), со4етание с однообразными автоматизированными движениями (застывшее выражение лица, фиксированный в одном направлении взгляд, однообразные движения рук: поглаживание, перебирание постельного белья, стряхивание; раска4ивание туловища, автоматизированная ходьба, выкрики). Сознание глубоко помра4ено, контакт с детьми невозможен, утром дети ни4его не помнят, в редких слу4аях отме4ается непроизвольное мо4еиспускание.
Многие авторы с4итают, 4то пароксизмальные но4ные страхи являются одним из проявлений так называемой
психомоторной эпилепсии и нередко со4етаются со снохождениями (лунатизмом). При прогрессирующем те4ении присоединяются судорожные припадки.
Дево4ка 5 лет просыпается в 2—3 4аса но4и, как правило, в полнолуние, садится в постели, хны4ет, монотонно раска4ивается из стороны в сторону, отталкивает мать, кружку с водой. Может встать, походить по комнате, затем внезапно засыпает в любом месте. Приступ длится 5—10 минут. Электроэнцефалограмма мозга говорит о судорожной готовности. Родители отме4ают, 4то до4ь меняется по характеру, делается упрямой, неуступ4ивой, без при4ины сердится.
На4ало:
Детские страхи и их примерыПродолжение: