Меню сайта
Новое фото
photo

Случайные фото
photo
photo
photo

Опрос

Новое оформление сайта

Лучше предыдущего
Такое же как и было
Верните обратно старый
Мне все равно

 
Архив статей
Реклама
Online
Сейчас на сайте: 14
Гостей: 10

Пользователи: 


Сайт Djimbo » Психология » Поп-психология успеха: мифы и правда
29-12-2011
Поп-психология успеха: мифы и правдаРазли4ные психологи4еские руководства в стиле «Думай и богатей», «Ваш путь к успеху» и т.д. пользуются большой популярностью, но приносят гораздо меньше пользы, 4ем обещают. Рассмотрим семь главных мифов поп-психологии, которые многими некрити4но принимаются на веру.

Деловитые американцы тратят свыше миллиарды долларов ежегодно на всевозможные психологи4еские руководства в стиле «Думай и богатей», «Ваш путь к успеху», «Приемы эффективного лидерства», и т.д., и т.п. Со времен Дейла Карнеги литература такого рода пользуется огромной популярностью, но, увы, приносит гораздо меньше практи4еской пользы, 4ем обещает. Сегодня, когда подобные руководства завоевывают все больший успех и у нашего 4итателя, настало время разобраться, насколько им можно доверять. Ведь, как выясняется, многие «мотивационные» книги содержат далеко не бесспорные идеи, которые однажды пришли в голову их авторам, но никакого нау4ного обоснования не имеют. Хуже того, некоторые тезисы, которыми пот4уют своих 4итателей современные гуру от поп-психологии, входят в прямое противоре4ие с данными нау4ных исследований и не столько способствуют, сколько препятствуют самосовершенствованию и достижению жизненного успеха. Рассмотрим всего лишь семь мифов современной поп-психологии (на самом деле их гораздо больше), которые многими некрити4но принимаются на веру.

Миф 1. 4тобы добиться успеха в достижении цели, ее надо визуализировать, то есть как можно более ярко вообразить зрительно.

Визуализация — создание в воображении образов желаемой действительности — одна из самых модных тем в поп-психологии последних лет. Об этом явлении написано множество книг, некоторые из них уже поспешно переведены на русский язык и восторженно пересказываются местными трансляторами заморского опыта. Вот, например, 4то обещает аннотация к книге Паулины Уиллс «Визуализация для на4инающих»: «Визуализация — великая твор4еская сила разума, построение образа «в оке ума» с последующей реализацией его в ментальной субстанции. Длительность существования такого образа зависит от интенсивности и длительности мышления его творца. Усиленные тренировки позволяют претворять идеи ментального мира в реальность мира физи4еского. Эта книга нау4ит вас работать с визуализацией. С помощью простых упражнений вы сможете развить твор4еские способности, преодолеть недуги, приобрести новых друзей, перевоссоздать свою жизнь в соответствии со своими позитивными фантазиями и желаниями».

Действительность

Первые данные об эффективности визуализации предвосхищаемого результата были полу4ены в области психологии спорта и в дальнейшем поспешно распространены на достижения в любых областях. При этом упускается из виду, 4то в слу4ае спортивных состязаний ре4ь идет об атлетах, которые всем ходом длительных тренировок добились абсолютного автоматизма в выполнении всей последовательности движений, необходимых для достижения результата; решающее зна4ение для них приобретает интенсивность либо то4ность этих движений. В этих слу4аях зрительное предвосхищение достижения цели действительно приводит порой к улу4шению спортивных результатов. Во всех про4их областях — особенно это касается планирования карьеры, построения общей стратегии жизненного пути — визуализация не только не приносит желаемого результата, но может привести и к противоположному.

Профессор Калифорнийского университете Шейли Тейлор предостерегает: «Во-первых, визуализация приводит к отделению цели от средств, необходимых для ее достижения. Во-вторых, она преждевременно провоцирует радостное ощущение успеха, когда вы еще ни4его реально не достигли. А это отвлекает ваши силы от цели». Иными словами, воображаемый образ может выступить замещением реального успеха и тем самым снижает прилагаемые вами усилия, а то и вовсе заставляет от них отказаться.

В своем эксперименте Тейлор провела упражнения по визуализации с двумя группами студентов незадолго до экзаменационной сессии. Одной группе предлагалось образно представить достигнутый успех — полу4ение высшего балла. Другой было предложено вообразить себя за 4тением у4ебников, ведением конспектов и про4ими у4ебными занятиями. В ходе реального экзамена, состоявшегося 4ерез пару дней, вторая группа полу4ила более высокие оценки, при4ем уровень стресса у этих студентов оказался заметно ниже, 4ем у тех, кто заранее радовал себя предвосхищением успеха.

К тому же о4евидно: когда ре4ь идет не о забрасывании мя4а в баскетбольную корзину, а о каких-то более сложных жизненных зада4ах, детальное предвосхищение результата — это всегда иллюзия. Ни4то в жизни не происходит в то4ности так, как мы это предвкушаем. Поэтому, даже добившись своего, 4еловек все равно рискует остаться неудовлетворенным — 4то-то наверняка произойдет не совсем так, как ме4талось.

Объективные рекомендации

Профессор Тейлор советует: цель необходимо перед собой иметь, но любоваться на нее, пока она не достигнута, — явно преждевременно. Сосредото4иться следует в первую о4ередь на средствах ее достижения. Успех обеспе4ивает не ме4тание, а планирование. Тем более 4то план — это и есть ме4та, детально и скрупулезно приближенная к действительности.

Миф 2. Сдерживать свои 4увства — неправильно и вредно. Загнанные в глубину души, они приводят к эмоциональному перенапряжению, 4реватому срывом. Поэтому любые 4увства, и положительные, и отрицательные, необходимо открыто выражать. Если же выразить свою досаду или гнев недопустимо по моральным соображениям, их надо излить на неодушевленный объект — например, поколотить подушку.

Лет двадцать назад широкую известность приобрел экзоти4еский опыт японских менеджеров. В рабо4их раздевалках некоторых промышленных предприятий были установлены резиновые куклы на4альства наподобие боксерских груш, которые работникам позволялось избивать бамбуковыми палками — якобы для разрядки эмоционального напряжения и выхода накопившейся неприязни к боссам. С той поры прошло много времени, но о психологи4еской эффективности этого новшества ни4его не сообщалось. Похоже, оно так и осталось курьезным эпизодом без серьезных последствий. Тем не менее на него и сегодня ссылаются много4исленные руководства по эмоциональной саморегуляции, призывающие 4итателей не столько «держать себя в руках», сколько, наоборот, не сдерживать своих эмоций.

Действительность

По мнению Брэда Бушмэна, профессора Университета штат Айова, вымещение гнева на неодушевленном объекте приводит не к смяг4ению стресса, а как раз наоборот. В своем эксперименте Бушмэн намеренно дразнил своих студентов оскорбительными заме4аниями по ходу выполнения ими у4ебного задания. Некоторым из них потом было предложено выместить гнев на боксерской груше. Оказалось, 4то «успокоительная» процедура вовсе не привела студентов в душевное равновесие — по данным психофизиологи4еского обследования, они оказались гораздо более раздражены и агрессивно настроены, 4ем те, кто «разрядки» не полу4ил.

Профессор заклю4ает: «Любой разумный 4еловек, выплескивая таким образом свой гнев, отдает себе от4ет, 4то настоящий исто4ник раздражения остался неуязвим, а это раздражает еще сильнее. К тому же, если 4еловек ожидает от процедуры успокоения, а оно не наступает, это только усиливает досаду».

А психолог Джордж Бонанно из Колумбийского университета решил сопоставить уровень стресса студентов с их способностью контролировать свои эмоции. Он измерил уровень стресса у студентов-первокурсников и попросил их пройти эксперимент, в ходе которого они должны были демонстрировать разный уровень выраженности эмоций — преувели4енный, преуменьшенный и нормальный.

Полтора года спустя Бонанно снова собрал испытуемых и измерил их уровень стресса. Оказалось, 4то студенты, испытывавшие наименьший стресс, были теми самыми студентами, которые в ходе эксперимента успешно усиливали и подавляли эмоции по команде. Кроме того, как выяснил у4еный, эти студенты были более приспособлены к настройке на состояние собеседника.

Объективные рекомендации

Любая физи4еская нагрузка способствует разрядке эмоционального напряжения, но только если она не связана с агрессивными действиями, даже игровыми. В состоянии психологи4еского стресса полезно переклю4ение на атлети4еские упражнения, бег, ходьбу и т.п. Помимо этого полезно отвле4ься от исто4ника стресса и сосредото4иться на 4ем-то, с ним не связанном, — послушать музыку, по4итать книгу и т.п.

К тому же нет ни4его дурного в том, 4тобы сдерживать свои эмоции. Напротив, умение держать себя в руках и выражать свои 4увства сообразно ситуации и следует в себе сознательно культивировать. Результатом этого является как душевное равновесие, так и полноценное общение — более успешное, 4ем при спонтанном изъявлении любых 4увств.

Миф 3. Если вы пребываете в дурном расположении духа, то по4увствуете себя лу4ше, переклю4ив свои мысли на 4то-то приятное.

«Захлопните двери своего сознания перед огор4ениями, — пишет один из идеологов жизненного успеха Наполеон Хилл. — Используйте свой разум для целенаправленного оптимисти4еского мышления. Не позволяйте людям и обстоятельствам навязывать вам неприятные переживания».

Действительность

Результаты психологи4еских исследований свидетельствуют: когда мы находимся в подавленном настроении — то есть именно тогда, когда мы нуждаемся в смене настроения, — наш разум оказывается совершенно не способен намеренно ее осуществить. Когда мы озабо4ены своими проблемами, это озна4ает, 4то они овладели нами всецело — настолько, 4то нам недостает душевных сил подавить негативные переживания. И пытаясь обмануть себя, вызывая какие-то новые 4увства, мы лишь усиливаем те, которые нами уже владеют. «Когда вы находитесь под влиянием стресса, — с4итает профессор Университета штата Вирджиния Даниэль Вегнер, — привести себя в хорошее настроение приятными мыслями не просто трудно — это, как правило, приводит к обратному эффекту».

В своих экспериментах Вегнер предлагала испытуемым произвольно привести себя в хорошее настроение, 4то им в основном довольно легко удавалось. Когда же от них требовалось одновременно решать мыслительные зада4и, большинство отметили ухудшение настроения. 4елове4еский мозг просто не в состоянии совмещать решение таких разных зада4!

Объективные рекомендации

«Эмоциональную подавленность лег4е преодолеть, — советует профессор Вегнер, — если обратиться к другим за помощью и поддержкой. Поделитесь своими заботами с другом или родственником, священником или психологом — любым, кто может помо4ь вам переклю4иться на другие мысли». Полезно просто отправиться туда, где люди полу4ают удовольствие, — на концерт, в парк, в гости. И наконец, если вы заранее предвидите ситуацию, которая вызовет у вас огор4ение, постарайтесь так же заранее вызвать в сознании мысли о приятном — радостных событиях прошлого или ме4тах о будущем. Предвидимому огор4ению будет непросто вытеснить достигнутое таким образом хорошее настроение.

Миф 4.Обращаясь к самим себе с ободрением и поощрением, хваля самих себя, мы можем повысить свою самооценку.

Во многих популярных руководствах по самопомощи содержатся похожие советы: не уставать поощрять себя похвалами, более того — наполнить свой дом, автомобиль, рабо4ее место мини-плакатиками с одобрительными лозунгами «Молодец!», «Умница!» и т.п. Когда взгляд постоянно останавливается на таких стимулах, это якобы повышает настроение и усиливает мотивацию.

Действительность

Профессор Уильям Сванн из Университета штата Техас обнаружил такую закономерность: самоодобрение действительно способно несколько повысить самооценку, но лишь у тех, у кого она и без того достато4но высока. К тому же польза от этого весьма сомнительна (см. миф 5). Люди с невысокой самооценкой разные псевдопозитивные лозунги, обращенные к самим себе, не воспринимают всерьез, поскольку в принципе не привыкли доверять собственным позитивным суждениям. Хуже того — в незаслуженной, с их то4ки зрения, похвале им слышится издевательский оттенок, а это вовсе не повышает настроение, скорей наоборот.

Объективные рекомендации

Самооценка 4еловека складывается не в одно4асье, а в ходе всей его жизни, и наивно пытаться ее быстро перестроить, развесив по дому ободряющие стикеры. Тем более 4то самостоятельно это сделать вообще крайне трудно. Тут необходима поддержка других людей. Профессор Сванн советует: дорожите общением с теми, кому вы приятны и симпати4ны, кто готов стимулировать рост вашей самооценки. Их одобрение намного важнее любых самокомплиментов. И старайтесь свести к минимуму общение с теми, кто своей неприязнью грозит поколебать вашу самооценку. Невозможно всем угодить, нравиться всем и каждому, зато в большинстве слу4аев в нашей власти выбрать, с кем нам иметь дело и к 4ьим суждениям прислушиваться.

Миф 5.Невысокая самооценка — серьезное препятствие на пути к жизненному успеху. Поэтому ее необходимо вся4ески повышать — как средствами самоубеждения, так и с помощью всевозможных тренинговых процедур.

В виртуальном книжном магазине фирмы Barnes And Noble покупателям предлагается свыше 3000 разли4ных поп-психологи4еских руководств, в названии которых встре4ается слово «самооценка». Все они без исклю4ения опираются на представление о том, 4то неуда4ники — это люди, которые сами себя невысоко ценят. Соответственно предлагаются всевозможные приемы (кстати, не слишком разнообразные, в принципе сводимые к нескольким банальным установкам), с помощью которых самооценка якобы может и должна быть повышена.

Действительность

Много лет назад выдающийся американский психолог Уильям Джемс вывел формулу, согласно которой самоуважение 4еловека можно представить в виде дроби, 4ислитель которой составляют его реальные достижения, а знаменатель — его амбиции и притязания. Иными словами, самый надежный способ повышения самооценки (лу4ше которого за прошедшее столетие никем не предложено) — с одной стороны, не завышать свои притязания, с другой — добиваться реальных, ощутимых успехов. Если, образно говоря, поставить телегу впереди лошади, то есть культивировать высокую самооценку в отсутствие действительных успехов да еще на фоне завышенных амбиций, это путь не столько к благополу4ию, сколько в противоположном направлении — к депрессии и неврозу.

Джемс, вошедший в историю психологии скорее как мыслитель, нежели исследователь, своими суждениями лишь наметил многие направления последующих психологи4еских изысканий. Опираясь на его идеи, психологи XX века провели множество интересных экспериментов и наблюдений, касающихся самосознания и самооценки. И установили: самооценка 4еловека на4инает формироваться еще в раннем возрасте, при4ем преимущественно — под влиянием внешних оценок, то есть тех, которые дают 4еловеку окружающие люди (сна4ала родители и воспитатели, потом товарищи и коллеги). Когда эти оценки не опираются на реальные заслуги и достоинства, высокая самооценка, коне4но, может сформироваться, но в этом слу4ае она имеет невроти4еский характер и 4асто принимает форму спесивого самолюбования и презрения (порой весьма агрессивного) к окружающим. Понятно, 4то налаживанию взаимоотношений с людьми такая позиция не способствует. Рано или поздно 4еловек становится изгоем. А можно ли это назвать жизненным успехом?

Психолог Никлас Элмер из Лондонской школы экономики установил, 4то люди с завышенной самооценкой гораздо более склонны придерживаться расистских взглядов, а также отли4аются повышенной агрессивностью, нередко приводящей к противоправным насильственным действиям. У заклю4енных английских тюрем невысокая самооценка встре4ается редко, завышенная — гораздо 4аще. Те, кто с4итают себя достойными вся4еских благ, 4асто готовы добиваться их за с4ет окружающих, любыми средствами, в том 4исле не4истоплотными и даже противоправными. А такой путь ведет не к вершинам жизненного успеха, а к общественной изоляции, порой в самом буквальном смысле — за тюремной решеткой.

Объективные рекомендации

Минусы заниженной самооценки о4евидны и бесспорны, и было бы неправильно призывать людей к самоунижению. Верно сказано: «Если вы сами невысоко себя цените, мир не предложит вам ни гроша больше». 4еловек, который сам себя не любит, тем самым невольно провоцирует аналоги4ное отношение окружающих. Но, оказывается, и нереалисти4но завышенная самооценка 4ревата неприятностями. Идеалом, как и в большинстве подобных слу4аев, выступает «золотая середина» — умеренная, адекватная самооценка, соизмеримая с реальными достоинствами и достижениями. Вместо того, 4тобы безосновательно пыжиться от самодовольства, необходимо трезво отдать себе от4ет в своих сильных и слабых сторонах, дабы разумно культивировать первое и компенсировать второе. Надо помнить: самоуважение, не подкрепленное уважением окружающих, подобно мыльному пузырю, яркому снаружи, но пустому внутри, который к тому же рано или поздно лопается. И заботиться следует не о раздувании этого пузыря, а о том, 4тобы заслужить одобрение со стороны тех, 4ьим мнением мы дорожим. Понятно, 4то для этого необходимо на деле продемонстрировать свои достоинства. И тогда адекватная, здоровая самооценка сложится не из эмоций, а из фактов.

Миф 6. Необходимо культивировать в себе оптимисти4еское отношение к жизни, поскольку пессимизм препятствует достижению успеха и ввергает 4еловека в пу4ину бед.

Так называемое позитивное мышление воцарилось в западном обществе благодаря объединенным усилиям Голливуда, телевидения, популярных песен и книг, рассказывающих, как помо4ь самому себе: Все будет хорошо! Все проблемы разрешимы! Будьте оптимистами, и успех вам обеспе4ен. Оптимизм — это залог успеха, достатка, несокрушимого здоровья. Лейтмотив большинства современных руководств — надейся на лу4шее и не поддавайся унынию.

Действительность

Недавно американские психологи собрались в Вашингтоне на симпозиум, проходивший под девизом «Незаме4енные достоинства негативизма». Это был первый бунт против, как выразился один из у4астников симпозиума, «тирании позитивного мышления и засилья оптимизма».

Современные психологи приходят к выводу, 4то помешательство на позитивности и оптимизме зашло слишком далеко. Коне4но, у оптимизма есть свои плюсы, но и минусов немало. Односторонний взгляд на мир и на себя не дает 4еловеку реальной картины происходящего. Исповедуя его, 4еловек волей-неволей живет лишь сегодняшним днем, не задумываясь о последствиях своих и 4ужих поступков. Беспе4ность и эгоизм — вот первые плоды бездумного оптимизма, говорили у4астники вашингтонского симпозиума. Непредвиденный крах надежд, жестокое разо4арование — тоже плоды оптимизма. Каждому 4еловеку в жизни нужна и доля пессимизма, 4тобы не слишком обольщаться и трезво смотреть на вещи.

«Не будем забывать, 4то стакан может быть не только наполовину полон, но и наполовину пуст», — вспоминает известный афоризм специалист по социальной психологии из штата Масса4усетс Джулия Норем. Она исследует так называемый защитный пессимизм — стратегию поведения, когда 4еловек стремится мысленно проиграть предстоящую ситуацию, у4итывая мелкие препятствия, с которыми он может столкнуться. Предположим, он готовится к публи4ному выступлению. Ему надо представить себе, 4то придется делать, если вдруг оборвется шнур микрофона, полетит на пол его конспект или на него вдруг нападет приступ кашля. Он должен помнить и о массе других мело4ей, способных свести на нет даже самое уда4ное выступление. Защитный пессимизм оказывается по результатам ни4уть не хуже стратеги4еского оптимизма, заставляющего 4еловека тщательно избегать мыслей о плохом, а в некотором отношении пессимисти4еский настрой оказывает в итоге даже лу4шее влияние. Размышления о помехах позволят полнее охватить предмет, увидеть все его стороны и таким образом будят воображение.

В одном из специально подготовленных психологи4еских экспериментов у4аствовали как те, кого по характеру можно было бы при4ислить к стратеги4еским оптимистам, так и те, кто был склонен к защитному пессимизму. Всех у4астников разделили без предварительного отбора на три группы. Каждой предстояло бросать дротики в мишень. Одной предложили вообразить множество помех и изобрести способы их преодоления. Другая должна была думать, 4то все пройдет гладко и у4астники этой группы продемонстрируют верх совершенства. Третьей группе было сказано — не думать ни о 4ем, а мысленно купаться и загорать на пляже.

Попав в свою привы4ную стихию, то есть представляя себе разные неприятности, пессимисты показали блестящие результаты. Хуже у них полу4илось, когда они пытались представить себя непобедимыми 4емпионами, и совсем плохо, когда, подобно стратеги4еским оптимистам, они попытались вообще ни о 4ем не думать. Оптимисты же, наоборот, добились лу4ших результатов после бездумного «отдыха на пляже» и наихудших — после того, как попытались представить себя в роли пессимистов и на4али задумываться о возможных препятствиях и трудностях при выполнении задания.

Из этого доктор Норем сделала вывод: оптимизм и пессимизм становятся у каждого второй натурой, коренящейся как в воспитании, так, видимо, и во врожденном предрасположении. Но самое главное — то, 4то при решении определенных зада4, структура которых схожа с той, 4то делалась в эксперименте, защитный пессимизм, если он естественен для 4еловека, оказался ни4ем не хуже стратеги4еского оптимизма.

То, 4то оптимизм и пессимизм связаны с типом темперамента, было известно еще Аристотелю, хотя, как потом выяснилось, связи эти не так просты, как кажется, и утверждать, 4то меланхолик не может быть оптимистом, а сангвиник — пессимистом, было бы наивно. Говорилось на симпозиуме и о том, в какой степени пессимизм и оптимизм может быть свойственен той или иной культуре. В этой области исследования психологов только на4инаются, но уже доказано, например, 4то выходцы из Азии, живущие в Америке, более пессимисти4ны, 4ем выходцы с Кавказа.

Довольно широко распространено мнение, 4то пессимисти4еский взгляд на вещи должен неблагоприятно сказываться на здоровье и 4то улыбаться полезнее, 4ем хмуриться. Однако на поверку оказалось, 4то и это не всегда верно. Добровольцам, выбранным слу4айным образом, предложили вспомнить самые траги4еские события своей жизни, поразмыслить над ними несколько дней, а затем описать их со всеми подробностями в виде небольших эссе. Удивительно было не то, 4то тягостные воспоминания не отразились отрицательно на показателях здоровья испытуемых, а то, 4то все они после этого по4увствовали себя лу4ше, и это ощущение продержалось у них около 4етырех месяцев после завершения эксперимента. Здесь уместно сопоставить эти результаты с известным феноменом освобождения от того, 4то гнетет душу, при помощи твор4ества. О твор4естве как освобождении говорили Гете и Хемингуэй. И Фрейд, по сути дела, подразумевал это в своих рассуждениях о сублимации. Но, с другой стороны, можно ли называть творцом всякого испытуемого, если он перенесет свои воспоминания на бумагу? Освободится ли он от них, как освобождается писатель, воплощая то, 4то его гнетет, в образы и сюжеты? К тому же не стоит впадать в известное заблуждение и отождествлять писателя с его героями, ведь мотивы его произведений могут не иметь ни4его общего с событиями его жизни, а берут на4ало лишь в воображении писателя. Тем не менее многие психологи с4итают, 4то освобождение от тягостных воспоминаний путем возврата к ним, осмысления и записи — тоже своего рода твор4ество, по крайней мере, — душевная работа и переживание, требующее усилий.

Психологи установили также, 4то даже люди нервные, обремененные разли4ными заботами и нес4астьями, склонные ве4но сетовать на судьбу, постоянно жалующиеся на боли во всех 4астях тела, бывают у вра4а не 4аще, 4ем их жизнерадостные сверстники, и уходят из жизни не раньше оптимистов. Иными словами, даже глубокий пессимизм — не поведен4еский, не защитный, не конструктивный, а именно глубокий и всеохватывающий пессимизм нисколько не вредит здоровью.

Пессимистом был немецкий философ Шопенгауэр, который не без оснований полагал, 4то страдание служит исто4ником великих дел, ибо удесятеряет силы и заставляет быть изобретательными. Всем известна фраза Наполеона, которую он произнес, когда его спросили, в 4ем главный секрет его стратегии: «Надо не раздумывая ввязаться в бой, а там видно будет». Этот принцип исповедуют большинство стратеги4еских оптимистов. Но вспомним: этот принцип был хорош при Маренго, при Аустерлице, но оказался негодным под Москвой, Лейпцигом и Ватерлоо.

Объективные рекомендации

Не следует бездумно гнать от себя любые опасения и тревоги, ведь нередко они служат для нас не столько препятствиями и ограни4ениями, сколько предостережениями. Да и постоянная жизнерадостность — это недостижимая утопия. Нау4итесь ценить любое свое душевное состояние (тем более 4то преобладание того или иного зависит только от вашей индивидуальной психофизи4еской конституции) и извлекать из него максимум пользы.

Миф 7. 4ем выше мотивация к успеху, тем вероятнее успех.

Говоря житейским языком, 4ем сильнее стремление 4то-то полу4ить, тем лу4ше это удается. В соответствии с этим представлением в наши дни бес4исленное коли4ество «психологи4еских» тренингов организуется ради того, 4тобы максимально повысить у людей уровень мотивации. Сами «у4ителя жизни» нередко так себя бесхитростно и называют — мотиваторами, поу4ая: «Каждый полу4ает все, 4то захо4ет, а если не полу4ает — зна4ит, недостато4но хо4ет».

Действительность

В 1908 г. известным американским психологом Р.Йерксом совместно с Дж. Додсоном был поставлен сравнительно несложный опыт, который продемонстрировал зависимость продуктивности выполняемой деятельности от уровня мотивации. Выявленная закономерность полу4ила название закона Йеркса—Додсона, многократно экспериментально подтверждена и признана одним из немногих объективных, бесспорных психологи4еских феноменов. Законов факти4ески два. Суть первого состоит в следующем. По мере увели4ения интенсивности мотивации ка4ество деятельности изменяется по колоколообразной кривой: сна4ала повышается, затем, после перехода 4ерез то4ку наиболее высоких показателей успешности, постепенно снижается. Уровень мотивации, при котором деятельность выполняется максимально успешно, называется оптимумом мотивации. Согласно второму закону Йеркса—Додсона 4ем сложнее для субъекта выполняемая деятельность, тем более низкий уровень мотивации является для нее оптимальным.

Сам Йеркс всегда тяготел к антропоморфизму, не проводил принципиальных разли4ий между поведением животных и людей, легко усматривал аналогии, далеко не бесспорные. Иногда это зву4ало наивно, однако по отношению к открытому им закону оказалось абсолютно справедливо. Эксперимент, повторенный на людях, продемонстрировал аналоги4ные результаты. В ка4естве экспериментального материала выступали зада4и-головоломки, в ка4естве мотивирующего стимула — денежное вознаграждение (сумма награды за правильное решение, пона4алу ни4тожная, постепенно возрастала до весьма зна4ительной). И вот 4то обнаружилось. За 4исто символи4еский выигрыш люди работали «спустя рукава», и результаты были невысокими. По мере возрастания награды рос и энтузиазм; соответственно улу4шались и результаты. Однако в определенный момент, когда возможность выигрыша достигала немалой вели4ины, энтузиазм перерастал в ажиотаж, и результаты деятельности снижались. Таким образом выяснилось, 4то слабая мотивация недостато4на для успеха, но и избыто4ная вредна, поскольку порождает ненужное возбуждение и суетливость.

Объективные рекомендации

Похоже, авторы популярных самоу4ителей жизненного успеха плохо знакомы с психологией. Выдвигаемый ими лозунг «Сосредото4ить всего себя на желанной цели» — не совсем то4ен. Цель, безусловно, нужно перед собой иметь, к ней нужно стремиться. Но при этом нельзя забывать, 4то одержимость целью может оказать и скверную услугу. Согласно закону Йеркса—Додсона для достижения успеха необходим оптимальный (а проще говоря — умеренный, средний) уровень мотивации, избыток здесь столь же плох, как и недостаток.

Автор: Сергей Ceргeeви4 Cтeпaнoв, психолог, доцент кафедры педагоги4еской психологии факультета «Психология образования» МГППУ.

Опубликовал Djimbo 1280 Просмотров Категория: Психология

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Не пропустите

Календарь
«    Январь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 
Поиск статей по ключевым словам