Мне 4асто кажется, 4то игры, созданные родителями детям на4инают расти и развиваться вместе с ребенком, усложняясь и подстраиваясь под его интересы. Об одной такой игре я и хочу рассказать.
История игры На4алось все с того, 4то в 9 месяцев сын явно заинтересовался изображениями разли4ных предметов. Но иллюстрации детских книг, несмотря на тщательный их отбор, смущали вольной фантазией художников, на журнал приходилось 3-5 уда4ных фотографий, показывать которые было неудобно. Проблема решилась просто – я вырезала картинки из журналов и рекламных буклетов и наклеила на картонные карто4ки. Полу4илось 20 симпати4ных карто4ек с фруктами, животными, мебелью, игрушками.
И вот я представила труды нескольких ве4еров сыну. Мы рассматривали карто4ки каждый день. И когда просто смотреть на них надоело, появились первые игры – “Сортировка”, “Найди мой портрет”. Карто4ек стало не хватать – слишком быстро закан4ивалась интересная игра. На4алась охота за картинками. Цветные, глянцевые листовки, брошенные в по4товый ящик, приводили в восторг, после нашего визита в гости хозяева недос4итывались нескольких килограмм пе4атной продукции, в супермаркетах и аптеках мы с жадностью набирали рекламные буклеты и порой забывали купить то, ради 4его пришли. Когда сыну исполнилось 2 года, я перес4итала карто4ки. Их оказалось 135. Сей4ас наша коллекция растет намного медленнее, мы не столько собираем картинки, сколько выдумываем с ними все новые и новые игры и занятия.
Немного о технике изготовления Для первых карто4ек я вырезала картинки по контуру, позже стала использовать и прямоугольные картинки на фоне, когда фон оказывался уда4ным дополнением (например, “яхта, плывущая по волнам”). Истори4ески сложилось так, 4то я использовала карто4ки из о4ень плотного картона размерами 5 на 7 сантиметров. Картон оказался уда4ным - до сих пор не пострадала ни одна карто4ка. А вот размер я бы рекомендовала взять 10 на 10 см. Квадратные карто4ки удобны тем, 4то ребенку сложнее (а зна4ит и интереснее) будет находить их правильное расположение (см. игру “Вверх тормашками”). Картинки наклеиваю с одной стороны, на оборотной стороне планирую написать пе4атными буквами названия предметов. Клей – ПВА.
Игры карто4ками В этом разделе я опишу все способы занятий с карто4ками, которые мы использовали за по4ти двухлетнее существование игры. Рассказывать постараюсь в хронологи4еском порядке - так 4то на4инать занятия лу4ше с первых игр, и постепенно, в выбранном ребенком темпе переходить к новым играм.
Знакомство Прежде всего, с каждой карто4кой нужно познакомиться – назвать предмет, рассказать о нем. Хорошо найти такой же или похожий предмет и показать его вместе с картинкой.
Найди мой портрет. Соберите предметы, изображенные на карто4ках. Это могут быть предварительно вымытые овощи и фрукты, игруше4ные животные, не бьющаяся посуда и даже мебель. Показывайте ребенку по одному предмету и попросите найти его изображение. После того, как эта игра будет освоена, можно попробовать обратный вариант – вы показываете карто4ку, ребенок ищет в комнате такой же или похожий предмет.
Сортировка. Самый простой вариант – раскладывать карто4ки по категориям “это едят”, “это надевают”. Когда малыш поймет сам принцип разделения по общим признакам, можно вводить более то4ные названия: “овощи”, “транспорт”, “животные”, “одежда”, “техника”. Карто4ки выкладывает взрослый, каждый раз спрашивая ребенка: “Куда положить эту карто4ку, где ее семья? ”, если ребенок не хо4ет подсказывать или ошибается, взрослый сам находит нужное место и говорит “Это яблоко, яблоко – фрукт. Мы его положим к другим фруктам: груше, апельсину и персику.” Позже ребенок сможет раскладывать карто4ки самостоятельно.
Новые категории. Когда 4исло карто4ек вырастает настолько, 4то раскладывание их всех по категориям на4нет утомлять, можно переходить к выделению подкатегорий. Например, категория “животные” раскладывается на подкатегории “насекомые”, “птицы”, “звери”, “рыбы”, категория “одежда” - на “одежду” и “обувь” и т.д.
Только будьте готовы к тому, 4то ребенок не сразу примет новый порядок и будет настой4иво поправлять вас, складывая все подкатегории в одну привы4ную стопку.
Сортировка по цветам Взрослый или ребенок наугад вытаскивают из коробки по одной карто4ке и раскладывают их на ку4ки по цветам. Все картинки, цвет которых не удается определить, мы складываем отдельно, называем их “пестрые”. Игра подойдет ребенку, знающему (уверенно показывающему на палитре) хотя бы 3-4 цвета. Постепенно можно вводить новые цвета.
Опять сортировка Со временем вы сможете придумать и другие способы сортировки карто4ек. Например, можно:
- Рассортировать картинки на то, 4то летает, ездит, бегает, ползает, катиться, не движется.
- Разделить изображения на съедобное – не съедобное, живое – не живое, созданное природой или 4еловеком.
- Сделать выставку транспорта (то есть выбрать все предметы, которые можно назвать транспортом – от самолета и поезда до детской коляски).
- Разделить карто4ки по материалам, из которых изготовлены изображенные на них предметы (металл, дерево, ткань).
- Вверх тормашками
Заранее выберете несколько (например, 10) карто4ек с изображениями животных, машин, людей, мебели. Предложите ребенку разложить их так, 4тобы изображения не были перевернуты. В ка4естве провокации можно подложить карто4ку с изображением мя4а.
Найди лишнее Известная игра, но как легко ее проводить с карто4ками и как просто объяснить правила даже полуторагодовалому малышу! Выбираете 4 любых карто4ки, 3 из них должны принадлежать одной категории. Предлагаете ребенку показать, какая картинка залетела из другой ку4ки. Сна4ала нужно брать карто4ки из далеких категорий, например “транспорт” и “фрукты”.
Когда ребенок освоит игру, предлагайте ему карто4ки из подкатегорий: “фрукты” и “овощи” или “одежда” и “обувь”. При4ем после правильного ответа, можно попросить сказать, 4то же общее у этих предметов.
Какая карто4ка спряталась. С карто4ками можно играть и в одну из самых известных игр по развитию памяти. Выберете 3 (в дальнейшем коли4ество карто4ек можно постепенно увели4ивать) карто4ки с картинками, особо симпати4ными ребенку (можно предложить ребенку выбрать карто4ки самому). Ребенок некоторое время рассматривает карто4ки, потом отвора4ивается. Взрослый пря4ет одну из карто4ек, а остальные меняет местами. Зада4а ребенка угадать, кто спрятался.
Две вишни, три носка. Однажды я заметила, 4то на некоторых карто4ках изображено несколько однотипных предметов (так их проще было вырезать). Так 4то я составила цепо4ку из карто4ек, полу4илось: одно яблоко, две вишни, три носка, 4етыре картошки, пять кубиков. А потом мы с сыном стали искать карто4ки, где два предмета, затем, где три (к сожалению, дальше один из нас с4итать не умеет, так 4то игру пришлось на время отложить).
Кроме картинок и сами карто4ки могут быть с4етным материалом. Я периоди4ески перес4итываю вслух карто4ки в какой-то из категорий, поясняю изменение коли4ества “У нас было пять игрушек, мы сделали две новых карто4ки с юлой и мя4иком, теперь у нас семь игрушек”. Так же 4асто во время игры прошу сына дать мне одну, две или три карто4ки.
Ролевые игры С карто4ками можно играть как с обы4ными игрушками. Самые любимые игры:
Варим борщ. Складываем подходящие ингредиенты в игруше4ную кастрюльку, ставим на плиту (перевернутая коробка с нарисованными кружками комфорок), потом разливаем по тарелкам и едим, и зверей кормим. На десерт полагаются карто4ки с тортом, мороженым, шоколадом.
Кормим зверей. Каждому животному на карто4ках стараемся подобрать еду, которую он может съесть. Приходится, коне4но, кормить тигра колбасой, а носорога тюльпанами. Но стараюсь рассказывать, 4то ест каждое животное в условиях дикой природы.
Идем в зоопарк или музей. Расставляем в ряд карто4ки подходящей тематики. Я, в роли экскурсовода, рассказываю про каждый “экспонат”.
Магазин. Кроме карто4ек используется картонная коробка (касса) и настоящие монетки. Выбираем карто4ки одной тематики (игрушки или еда). Один товар стоит “одну деньгу”. Сна4ала я кассир, сын покупатель, потом меняемся ролями.
Спонтанная история Я достаю, не глядя, по одной карто4ке из коробки и рассказываю историю, вплетая в сюжет каждую вытащенную картинку. Сын слушает, но, надеюсь, 4ерез пару лет и он станет рассказ4иком.
PEXESO. Еще одна вариация известной игры. Необходимо выбрать 3-4 пары карто4ек, по две из каждой категории. Например: яблоко, груша, мя4, пирамидка, грузовик, автобус. Карто4ки перемешиваются и выкладываются прямоугольником, картинкой вниз. Ребенку предлагается перевернуть любые две карто4ки. Если карто4ки принадлежат одной категории, ребенок забирает их себе, если нет – кладет на место.
Со временем добавляются все новые и новые пары карто4ек (в оригинальной игре PEXESO 32 пары), а игра превращается в соревнование взрослого и ребенка (или нескольких детей), кто больше пар наберет.
Окружающий мир Карто4ки будут хорошим опорным материалом для бесед об окружающем мире. Рассказывая о средах обитания животных (пустыня, тропики, льды), разделите карто4ки с животными на соответствующие группы. Повествование о временах года можно проиллюстрировать карто4ками с пейзажами или отдельными приметами времени (снежная баба, подснежник, фрукты, зонтик).
Нередко сталкиваясь в книге с непонятными сыну словами мы отыскиваем нужную карто4ку и я наглядно объясняю, где находится горлышко бутылки или шляпка гриба.
Загадки. Сей4ас это самая любимая наша игра. Для нее слу4айно или определенным образом выбираются и раскладываются картинкой вверх 10-20 карто4ек. Я задумываю какую-нибудь карто4ку и сообщаю сведения, по которым можно догадаться, 4то за предмет задуман. Подсказки даю не все сразу, а постепенно, пока сын не догадается.
Например, задумана карто4ка с картошкой:
Это овощ.
Его нельзя есть сырым.
Но его можно сварить или пожарить.
Он белый или желтый,
и покрыт кори4невой шкуркой.
Ты ел его сегодня на обед.
Играли и с заранее отобранными стихотворным загадками для малышей, тоже полу4илось весело.
Логика. Совсем недавно придумали эту игру. Смысл ее в том, 4тобы давать “трудные задания” по выбору определенных карто4ек. Задания сообщаются между играми, по 1-2 за один раз. Примеры заданий от простых к сложным:
Дай мне один красный фрукт.
…фрукт и овощ одного цвета.
… мебель, на которой нельзя лежать, но можно сидеть.
… предмет длинный, но низкий.
… два транспорта, ни один из которых не ездит по земле.
…три карто4ки с предметами разных цветов, из разного материала и принадлежащих разным категориям.
Не ждите, 4то ребенок обязательно справится с заданием. Самое важное, 4то вы потом подробно объясните ему правильное решение.
Закономерности Выкладываются цепо4ки карто4ек с соблюдением определенной закономерности. Например: роза, каба4ок, лошадь, тюльпан, помидор, коза, ромашка, морковь, свинья… Задание выполняет взрослый, иногда предлагая ребенку подобрать следующую карто4ку.
Противоположности С помощью карто4ек можно закреплять изу4ение противоположных понятий, таких как тяжелый – легкий, большой – маленький, широкий – узкий, длинный – короткий и т.д. (А вот объяснять понятия лу4ше на реальных предметах).
Карто4ки со сравниваемыми предметами можно выбрать заранее. Самая простая игра – взрослый предлагает ребенку 6-10 карто4ек и просит разделить предметы на тяжелые и легкие (большие и маленькие и др.).
Не обязательно сравнивать целые картинки, можно и их фрагменты, например, длины хвостов у разных животных.
Ассоциативные пары (тройки) Интересная игра не только для детей, но и для взрослых. Из рассыпанного набора карто4ек игроки, по о4ереди, выбирают две (три) карто4ки, картинки на которых имеют 4то-то общее. Например, общий цвет, категорию, назна4ение, первую букву, коли4ество нарисованных предметов, материал и т.д.
Потом в игре появится соревновательный азарт – кто больше наберет пар, 4ьи связки окажутся самыми оригинальными (за это можно давать дополнительное о4ко). Сей4ас же, играя с сыном (никаких с4етов мы пока не ведем), я стараюсь разобрать все карто4ки, 4тобы не осталось двух и более не связанных друг с другом картинок.
Просто игра Ну вот, дождалась – в 2,5 года сын стал играть карто4ками без меня. Иногда он повторяет наши игры, иногда играет как с игрушками, а иногда и не поймешь – 4то за новую игру выдумал мой ребенок. Разумеется, и совместные игры продолжаются.
Твор4еские занятия по созданию новых карто4ек. С самого на4ала сын просматривал со мной журналы и выбирал картинки для карто4ек. Потом он стал капать и размазывать клей на картинки. Сей4ас можно ему доверить прилепить картинку к карто4ке. Так 4то плюс ко всем пере4исленным играм у нас есть еще и регулярные мотивированные занятия аппликацией.
Постскриптум. Надеюсь, вам и вашему ребенку понравятся “Карто4ки”. Поверьте, их совсем не сложно изготовить, тем более 4то наполнение игры можно растянуть на несколько лет. А пользы и радости будет немало. Карто4ки спасут вас в дороге, в отпуске, когда ребенку будет не4ем играть. Если у вас есть старший ребенок, можно дать ему те же задания, 4то и младшему, но на большем наборе карто4ек. А как успокаивает и снимает стресс кропотливое вырезание картинок по ве4ерам!