Игровым полем будет служить, как вы понимаете, географи4еская карта. Это может быть карта мира, карта Европы или России.
Карта по кусо4кам Купите две одинаковые карты небольшого размера. Одну из них повесьте на стену, другую наклейте на кусок неплотного картона или листа бумаги для 4ер4ения и высушите под прессом. Разрежьте на 12- 15 прямоугольников. Они полу4атся довольно большие.
Рассмотрите с ребенком целую карту, покажите и назовите крупные географи4еские объекты — континенты, океаны, большие острова, реки, моря. Возьмите одну разрезную карто4ку, рассмотрите. Предложите ребенку найти на карте такой же фрагмент, назвать, 4асти каких объектов на нем можно увидеть. Пусть попробует собрать всю карту целиком.
4ерез некоторое время разрежьте имеющиеся прямоугольники на две 4асти — некоторые вдоль, некоторые поперек. Играйте также.
Пробуйте найти изображенные на ваших карто4ках фрагменты на картах другого масштаба.
Игры с картой, лежащей на полу Если карта большая, ее можно использовать, как классики. Предложите малышу прыгать из Африки в Австралию, Северную Америку или Индию.
Можете разделить карту фломастером на у4астки, например, каждое полушарие пополам и еще пополам. Прыгая по "клеткам", играющий может называть какой-либо географи4еский объект, имеющийся в этой "клето4ке".
Покажите ребенку экватор, предложите пройтись по экватору, как по "канату".
Возьмите маленькие игруше4ные кораблики, например, из шоколадных яиц "Киндер-сюрприз". Поиграйте в кругосветное путешествие, продвигаясь по клеткам, бросая кубик. Или по маршрутам знаменитых путешественников, разделив эти линии на "ходы" то4е4ками. Попутно обсуждайте те моря и океаны, в которых вы "находитесь".
Возьмите картинки от зоологи4еского лото. Разложите их на карте по материкам или более то4но — в ту или иную 4асть материка — в горы, на реку или озеро, в пустыню или в леса.
Игры-путешествия Нарисуйте на карте линии для ходов, как в обы4ной игре с фишками и кубиком. Линии могут идти от одного края карты до другого, или по кругу, или разветвляться в разные стороны.
В процессе игры, продвигаясь по линиям, рассказывайте малышу, в каком месте он "находится", 4то там есть интересного, необы4ного. Детям школьного возраста задавайте вопросы или задания, связанные с этим местом, или типом географи4еского объекта (река, море, гора).
Поиграйте в знаменитые путешествия — пройдите по маршруту Колумба, Магеллана, Беринга или Кука. Перед на4алом игры можете рассмотреть нужную главу в детской энциклопедии.
Вместо фишек можете пользоваться маленькими игрушками, например, от киндер-сюрприза.
Игра "Я знаю!" Игра напоминает знакомую всем с детства устную игру, в которой играющие по о4ереди говорят примерно такой текст: "Я знаю пять имен дево4ек — Маша, Оля, Катя, Лиза, Лена", "Я знаю пять городов — Москва, Киев, Томск, Владивосток, Севастополь" и так далее. Пере4исляют разли4ные категории названий.
В нашей игре будут у4аствовать, коне4но, только географи4еские названия. Играют — взрослый и несколько детей.
Перед на4алом игры взрослый берет указку и показывает разли4ные объекты на географи4еской карте, называя наименование объекта (море, озеро, город и т.д.) и его название. Например: "Город Париж, горы Анды, море Карибское, озеро Виктория...". Каждый объект можно показать один — три раза, в зависимости от возраста играющих детей.
Потом дети по о4ереди берут указку и показывают любой из запомнившихся им объектов на карте и называют его: "Я знаю город Лондон! (реку Нил и т.д.). За правильный показ игрок полу4ает одно о4ко. О4ки можно записывать на бумаге или на доске. Или выдавать за правильный ответ какой-нибудь знак — пуговицу, пало4ку, фишку от какой-то игры и так далее.
Если ребенок в игре показывает 4то-либо, не названное взрослым в предварительном показе, то есть, то, 4то он знал заранее, то он полу4ает не одно, а два о4ка.