Первона4альный внешний вид Смоленской крепости зна4ительно отли4ался от того, 4то мы видим сей4ас, и не только целостью стен и коли4еством башен. В XVII веке «каменное ожерелье» выглядело куда наряднее, и зву4ный эпитет о «красоте неизглаголанной» в ту пору не казался преувели4ением.
В плане крепость имела вид неправильной замкнутой фигуры, поднимающейся к Днепру и прилегающей к нему одной из своих граней. В крепости имелись 38 прясел (прямых отрезков стены между двумя башнями) и столько же башен. Окруженная стеной территория была о4ень неровной: с южной стороны рельеф относительно плоский, с севера – сильно пересе4енный и изрезанный, со зна4ительными перепадами высот.
Непрерывная лента стен и башен то шла горизонтально, то спускалась по склонам холмов к ре4ному берегу, то поднималась от него вверх, огибая глубокие извилистые овраги.
Центром территории, окруженной крепостной стеной, стала Соборная гора, на которой некогда располагался древний кремль, а основной композиционной осью – главная улица города, прорезавшая его с севера на юг и являвшаяся одновременно 4астью большого тракта, ведущего из Москвы в Польшу. Стянув эту изрезанную холмистую территорию кольцом оборонительных сооружений, Федор Конь заклю4ил внутрь крепости факти4ески всю тогдашнюю городскую 4ерту. Стараясь приспособить контуры крепости к своеобразной планировке улиц и сложному характеру местности, зод4ий использовал для возведения отдельных у4астков стены основание прежних деревянно-земляных укреплений, которое обновлялось путем замены старых свай на новые.
Основание крепости состояло из дубовых свай, забитых в дно специально вырытого котлована, пространство между ними заполнялось утрамбованной землей, в которую вбивались новые сваи. Поверх этого ряда клались крест-накрест врубленные друг в друга бревна, на которые устанавливался фундамент. Такой способ укрепления грунта использовался преимущественно на у4астках со сложным рельефом местности и обилием грунтовых вод. В других местах – например, в южной нагорной 4асти Смоленска или на холмах восто4ной стороны – фундамент мог быть установлен непосредственно в твердый глинистый грунт. Фундамент стены – широкий, трапециевидный, сложен уступами из крупных белокаменных блоков. Толщина стены не везде одинакова и варьируется от 5,2 до 6 метров. Нижняя 4асть сложена из хорошо отесанных прямоугольных блоков белого камня длиной от 21 до 92 см и высотой от 20 до 34 см, верхняя – из красного кирпи4а о4ень высокого ка4ества. По заверению исследователей, этот кирпи4 «столь тверд, 4то подобной доброты при многих опытах сделать было невозможно». То же относится и к ка4еству строительного раствора, которым скреплялась кладка, – до сих пор исследователи гадают, каким образом средневековые мастера добивались столь заме4ательной про4ности строительных материалов.
Техника кладки стены – полубутовая: стена состоит из двух вертикальных кирпи4ных стенок, пространство между которыми заполнено бутом – глыбами белого камня, залитыми известковым раствором. До верха стены бутовый слой не доходил, верхняя площадка (так называемый боевой ход) сплошь выложена кирпи4ом. Ширина боевого хода составляет около 4,5 метра, и по нему действительно, по выражению Бориса Годунова, вполне свободно могла проехать лошадиная тройка. Высота стен не везде одинакова и колеблется от 13 до 19 м вместе с зубцами – в зависимости от характера местности.
Для пропуска много4исленных ру4ьев, стекавших по балкам и оврагам к Днепру, Ф. Конь снабдил цокольную 4асть северного у4астка стены специальными сто4ными трубами, перекрытыми про4ными решетками, эти трубы предотвращали размыв фундамента грунтовыми водами. Тыльную (обращенную к городу) сторону крепостной стены зод4ий украсил арками – плоскими, углуб-ленными в стену нишами с закруглением наверху. Одни из них глухие, в других устроены боевые камеры. Глухие и сквозные арки 4ередуются: 4ерез каждые две глухие арки располагается одна с боевой камерой. Камеры арок достато4но большие, свод4атые, квадратной формы (2,13 на 2,13 м). В торцовых стенах камер располагаются бойницы так называемого «подошвенного боя», выходящие наружу на уровне фундамента. Ширина бойниц не превышает 0,2 м, 4то соответствует размерам ствола «городового наряда» – мелкокалиберного орудия, предназна4енного для ведения стрельбы на ближней дистанции. Некоторые глухие арки внизу снабжены пролазами – небольшими аро4ными проходами, именуемыми еще «калитками».
Предназна4авшиеся для выхода за пределы крепости, они в слу4ае необходимости могли быть заложены.
Одной из приме4ательных особенностей Смоленской крепости было нали4ие второго яруса боевых камер «среднего боя». Камеры располагались непосредственно в толще стены – новшество, доселе не применявшееся в русской фортификации. Они были сходны по конструкции с камерами «подошвенного боя», их 4ередующееся со4етание обеспе4ивало надежное перекрытие секторов обстрела, благодаря 4ему зна4ительно увели4ивалась плотность огня и практи4ески исклю4алось возникновение «мертвых зон», непригодных для поражения противника.
Из ансамбля смоленских башен особенно выделялась башня Фроловских ворот, которая до нашего времени не сохранилась. Расположенная на берегу Днепра у самого «порога» Большого Днепровского моста, она являлась главной башней города, его парадными воротами и одновременно своеобразной «триумфальной аркой» России, 4ерез которую открывался прямой путь с Запада на Москву. Оформлена она была соответствующим образом: огромные размеры, отводная стрельница, сторожевая вышка, надстроенная над 4етырехгранной крышей и украшенная гербом Смоленска, превращали ее в настоящую архитектурную жем4ужину, вен4ающую «каменное ожерелье России».
Вместе с гигантской Фроловской башней клю4евую роль в архитектурном облике крепости играли Молоховские ворота, расположенные по4ти в центре южной стены.
Наряду с двумя главными Смоленская крепость имела семь дополнительных воротных башен. Лазаревская, Крылошевская, Авраамиевская и Еленинская располагались на восто4ной стороне города, а Копытенская, Пятницкая и Пятницкая водяная – на западной. Отли4аясь друг от друга размерами, конструктивно они были по4ти одинаковыми, разли4аясь только коли4еством внутренних ярусов-этажей (два или три). Лазаревская, Авраамиевская, Еленинская и Копытенская башни сохранились до наших дней. Сильно выступающие вперед по отношению к стенам, эти башни по4ти квадратные в плане. Каждая из них снабжена двумя широкими аро4ными проемами, расположенными относительно друг друга под прямым углом, то есть внешние ворота находились в боковой грани башни. Благодаря такому простому и остроумному инженерному решению подход неприятеля к воротам был максимально затруднен: штурмовать их приходилось не «во фронт», то есть поперек оборонительной линии, а вдоль прясла крепостной стены, под перекрестным огнем сразу с двух направлений – от стены и с выступающего края башни.
Интересна архитектура глухих башен. Предназна4авшиеся для обороны примыкающих прясел и фронтальной стрельбы, они либо квадратные, либо многогранные. Глухих прямоугольных башен первона4ально было 13, теперь осталось 8, однако вместе с сохранившимися воротными башнями, имеющими такую же форму, общее 4исло «кубиков» составляет 13. Внутри эти башни были 4етырехъярусными, с плоскими или свод4атыми перекрытиями. Форма зубцов их тоже неодинакова: в основном они имеют вид «ласто4кина хвоста», но встре4аются и ровные, без декоративной обработки.
О4ень сходны между собой и многогранные (круг-лые) башни, которых было 16 (сохранилось пять). «Многогранники» 4ередовались с «квадратами» по всей длине стены, средняя высота «многогранников» – около восьми сажен (примерно 18 метров). Самые высокие из них расположены на береговой кромке Днепра, более низкие – на южной. Одни из них вынесены вперед по отношению к стене («выпущены за город»), другие скрепляют углы крепостных стен. Вероятно, некоторые из них в силу своего выдвинутого положения были связаны со «слухами» – подземными противоподкопными тоннелями, проходившими снаружи вдоль стен. Многогранные башни также были 4етырехъярусными, уровни делились деревянными мостами, лежащими на балках, либо свод4атыми перекрытиями. Кровли всех башен и стен были деревянными, сложенными в две доски «внахлест».
Крепость имела по каменной кладке известковую побелку и декоративную раскраску. Кирпи4ная «прокладка» ее цоколя была гладко затерта известковым раствором, скрывавшим швы, и забелена известью, при4ем в верхней 4асти затирка покрывалась «мумией» (красной краской) и разграфлялась белилами на три ряда кирпи4ей, имитировавших структуру кладки. «Мумией» были окрашены и декоративные обрамления бойниц, некоторые элементы башенных карнизов и промежутки между карнизами. Все это усиливало декоративно-эстети4ескую зна4имость архитектурных деталей крепости, 4етко прорисованных на фоне огромных ровных плоскостей стен и башен, сверкающих в лу4ах восходящего солнца торжественно-праздни4ной белизной. При подготовке материала были использованы книги «Федор Конь, озаривший камень», Смоленск, 1996, В. Косто4кин, «Государев мастер Федор Конь», Москва, 1987, Г. Курзов, «О крепости старой...», Смоленск, 2003, Н.Сапожников, «Оборонительные сооружения Смоленска», Москва, 1991, «Страницы истории Смоленщины», Смоленск, 2007.