Проективный тест ли4ностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики”.
Методи4еской основой теста является цвето-ассоциативный эксперимент, известный по тесту отношений А.Эткинда. Тест разработан О.А.Ореховой и позволяет провести диагностику эмоциональной сферы ребенка в 4асти высших эмоций социального генеза, ли4ностных предпо4тений и деятельностных ориентаций, 4то делает его особенно ценным с то4ки зрения анализа эмоционального отношения ребенка к школе.
Для проведения методики необходимы следующие материалы:
- Лист ответов
- Восемь цветных карандашей: синий, красный, желтый, зеленый, фиолетовый, серый, кори4невый, 4ерный. Карандаши должны быть
одинаковыми, окрашены в цвета, соответствующие грифелю.
Исследование лу4ше проводить с группой первоклассников –10-15 4еловек, детей желательно рассадить по одному. Если есть возможность, можно привле4ь для помощи старшеклассников, предварительно их проинструктировав. Помощь у4ителя и его присутствие исклю4ается, так как ре4ь идет об отношении детей к школьной жизни, в том 4исле и к у4ителю.
Процедура исследования состоит из трех заданий по раскрашиванию и занимает около 20 минут.
Инструкция: сегодня мы будем заниматься раскрашиванием. Найдите в своем листо4ке
задание №1. Это дорожка из восьми прямоугольников. Выберите тот карандаш, который вам приятен больше всего и раскрасьте первый прямоугольник. Отложите этот карандаш в сторону. Посмотрите на оставшиеся карандаши. Какой из них вам больше нравится? Раскрасьте им второй прямоугольник. Отложите карандаш в сторону. И так далее.
Найдите
задание №2. Перед вами домики, их целая улица. В них живут наши 4увства. Я буду называть 4увства, а вы подберите к ним подходящий цвет и раскрасьте. Карандаши откладывать не надо. Можно раскрашивать тем цветом, который по-вашему подходит. Домиков много, их хозяева могут отли4аться и могут быть похожими, а зна4ит, и цвет может быть похожим.
Список слов:
с4астье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доброта, злоба, скука, восхищение.
Если детям непонятно, 4то обозна4ает слово, нужно его объяснить, используя глагольные предикаты и наре4ия.
Найдите
задание №3. В этих домиках мы делаем 4то-то особенное, и жильцы в них – необы4ные. В первом домике живет твоя душа. Какой цвет ей подходит? Раскрасьте.
Обозна4ения домиков:
№2 – твое настроение, когда ты идешь в школу,
№3 – твое настроение на уроке 4тения,
№4 – твое настроение на уроке письма,
№5 – твое настроение на уроке математики
№6 – твое настроение, когда ты разговариваешь с у4ителем,
№7 – твое настроение, когда ты общаешься со своими одноклассниками,
№8 – твое настроение, когда ты находишься дома,
№9 – твое настроение, когда ты делаешь уроки,
№10 – придумайте сами, кто живет и 4то делает в этом домике. Когда вы закон4ите его раскрашивать, тихонько на ушко скажите мне, кто там живет и 4то он делает (на ответном листе делается соответствующая пометка).
Методика дает психотерапевти4еский эффект, который достигается самим использованием цвета, возможностью отреагирования негативных и позитивных эмоций, кроме того эмоциональный ряд закан4ивается в мажорном тоне (восхищение, собственный выбор).
Процедура обработки на4инается с задания №1. Вы4исляется вегетативный коэффициент [5] по формуле:
ВК= (18 – место красного цвета – место синего цвета) / (18 – место синего цвета – место зеленого цвета)
Вегетативный коэффициент характеризует энергети4еский баланс организма: его способность к энергозатратам или тенденцию к энергосбережению. Его зна4ение изменяется от 0,2 до 5 баллов. Энергети4еский показатель интерпретируется следующим образом:
0 – 0,5 – хрони4еское переутомление, истощение, низкая работоспособность. Нагрузки непосильны для ребенка
0,51 – 0,91 – компенсируемое состояние усталости. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за с4ет периоди4еского снижения активности. Необходима оптимизация рабо4его ритма, режима труда и отдыха.
0,92 – 1,9 – оптимальная работоспособность. Ребенок отли4ается бодростью, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют возможностям. Образ жизни позволяет ребенку восстанавливать затра4енную энергию.
Свыше 2,0 – перевозбуждение. 4аще является результатом работы ребенка на пределе своих возможностей, 4то приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, а иногда и снижение нагрузки.
Далее расс4итывается показатель суммарного отклонения от аутогенной нормы. Определенный порядок цветов (342516087) – аутогенная норма – является индикатором психологи4еского благополу4ия. Для рас4ета суммарного отклонения (СО) сна4ала вы4исляется разность между реально занимаемым местом и нормативным положением цвета. Затем разности (абсолютные вели4ины, без у4ета знака) суммируются. Зна4ение СО изменяется от 0 до 32 и может быть только 4етным. Зна4ение СО отражает устой4ивый эмоциональный фон, т.е. преобладающее настроение ребенка. 4исловые зна4ения СО интерпретируются следующим образом:
Больше 20 – преобладание отрицательных эмоций. У ребенка доминируют плохое настроение и неприятные переживания. Имеются проблемы, которые ребенок не может решить самостоятельно.
10 – 18 – эмоциональное состояние в норме. Ребенок может радоваться и пе4алиться, поводов для беспокойства нет.
Менее 10 – Преобладание положительных эмоций. Ребенок весел, с4астлив, настроен оптимисти4но.
Задания №2 и №3 по сути расшифровывают эмоциональную сферу первоклассника и ориентируют исследователя в вероятных проблемах адаптации.
Задание №2 характеризует сферу социальных эмоций. Здесь надо оценить степень дифференциации эмоций – в норме позитивные 4увства ребенок раскрашивает основными цветами, негативные – кори4невым и 4ерным. Слабая или недостато4ная дифференциация указывает на деформацию в тех или иных блоках ли4ностных отношений:
С4астье-горе – блок базового комфорта,
Справедливость – обида – блок ли4ностного роста,
Дружба – ссора – блок межли4ностного взаимодействия,
Доброта – злоба – блок потенциальной агрессии,
Скука – восхищение – блок познания.
При нали4ии инверсии цветового градусника (основные цвета занимают последние места) у детей 4асто наблюдается недостато4ная дифференциация социальных эмоций – например, и с4астье и ссора могут быть обозна4ены одним и тем же красным цветом. В этом слу4ае надо обратить внимание, как раскрашивает ребенок парные категории и насколько далеко отстоят пары в цветовом выборе.
Актуальность переживания ребенком того или иного 4увства указывает его место в цветовом градуснике (задание №1).
В задании №3 отражено эмоциональное отношение ребенка к себе, школьной деятельности, у4ителю и одноклассникам. Понятно, 4то при нали4ии проблем в какой-то сфере, первоклассник раскрашивает именно эти домики кори4невым или 4ерным цветом. Целесообразно выделить ряды объектов, которые ребенок обозна4ил одинаковым цветом. Например, школа-с4астье-восхищение или домашние задания – горе–скука. Цепо4ки ассоциаций достато4но прозра4ны для понимания эмоционального отношения ребенка к школе. Дети со слабой дифференциацией эмоций скорее всего будут амбивалентны и в эмоциональной оценке видов деятельности. По результатам задания №3 можно выделить три группы детей:
- с положительным отношением к школе
- с амбивалентным отношением
- с негативным отношением
Таким образом, на основе полу4енных данных можно достато4но обоснованно выделить первоклассников, которые нуждаются в индивидуальном внимании психолога. Представляется целесообразным выделить две группы таких детей:
первоклассников с недостато4ным уровнем адаптации
первоклассников с 4асти4ной адаптацией
Детей из первой группы необходимо обследовать индивидуально, выявить при4ины и факторы дезадаптации, по возможности провести необходимую коррекционную работу. Как показывает практика, именно эти первоклассники долгое время будут требовать внимания и помощи как со стороны психолога, так и у4ителя.
Вторая группа – первоклассники с 4асти4ной адаптацией – 4аще нуждается в краткосро4ной оперативной помощи со стороны психолога. Данные об их эмоциональном состоянии, материалы опроса у4ителя и родителей дают достато4но информации для такой работы. При4инами неполной адаптации 4асто могут быть повышенная тревожность, вызванная неумеренными ожиданиями родителей, изменение характера детско-родительских отношений, перегрузка дополнительными занятиями, низкая самооценка, слабое здоровье и т.д. Нередко эти дети не вызывают опасений у4ителя, так как они усваивают программу и выполняют правила поведения школьника, однако за4астую это происходит за с4ет физи4еского и психологи4еского здоровья маленького школьника. В зависимости от конкретной ситуации психологу следует проконсультировать родителей и у4ителей, дать рекомендации по преодолению выявленного психологи4еского неблагополу4ия.
Бланк ответов к тесту «Домики»