Меню сайта
Новое фото
photo

Случайные фото
photo
photo
photo

Опрос

Новое оформление сайта

Лучше предыдущего
Такое же как и было
Верните обратно старый
Мне все равно

 
Архив статей
Online
Сейчас на сайте: 1
Гостей: 1

Пользователи: 

- отсутствуют
Сайт Djimbo » История игральных карт
24-07-2012
История игральных карт

Изобретение этого развле4ения, неиссякаемого исто4ника радостей и пе4алей, приписывается и хитроумным египтянам, и фаталистам-индийцам, и жизнерадостным грекам в лице Паламеда. Однако при раскопках если и находили «инструментарий» азартных игр, то в основном в виде костей-кубов шестигранной формы.

Принято с4итать, 4то первые карты появились позднее, в XII веке в Китае. Мастера по 4асти заполнения своего досуга, придворные аристократы, обнаружили в рисовании маленьких картинок с аллегори4ескими знаками животных, птиц и растений сна4ала эстети4ескую забаву. Потом — удобный способ переда4и тайной информации в деле дворцовых и любовных интриг. А позднее — возможность рискованных игр с всесильным Фатумом.

История игральных карт


Но куда популярнее египетская версия происхождения карт, растиражированная новейшими оккультистами. Они утверждали, 4то в глубокой древности египетские жрецы записали всю мудрость мира на 78 золотых табли4ках, которые изображались также в символи4еском виде карт. 56 из них — «Младшие Арканы» — стали обы4ными игральными картами, а оставшиеся 22 «Старших Аркана» вошли в состав загадо4ной колоды Таро, используемой для гаданий. Эту версию впервые обнародовал в 1785 году французский оккультист Эттейла, а его продолжатели французы Элифас Леви и доктор Папюс и англи4ане Мэзерс и Кроули создали собственные системы интерпретации карт Таро. Название это якобы происходит от египетского «та рош» («путь царей»), а сами карты были занесены в Европу то ли арабами, то ли цыганами, которых 4асто с4итали выходцами из Египта.

Правда, никаких доказательств столь раннего существования колоды Таро у4еным найти не удалось.

Согласно третьей версии (европейская версия), обы4ные карты появились на европейском континенте не позднее XIV века. Еще в 1367 году в городе Берне карто4ная игра была запрещена, а десять лет спустя шокированный папский посланник с ужасом наблюдал, как монахи увле4енно режутся в карты у стен своей обители. В 1392 году Жакмен Грингоннер, шут душевнобольного французского короля Карла VI, нарисовал карто4ную колоду для развле4ения своего господина. Тогдашняя колода отли4алась от нынешней одной деталью: в ней было всего 32 карты. Не хватало 4етырех дам, присутствие которых казалось тогда излишним. Только в следующем столетии итальянские художники на4али изображать мадонн не только на картинах, но и на картах.

История игральных карт


Как раз в это время Европа стала осуществлять крупные военные экспедиции на Восток — крестовые походы (1096-1270), при4ем впервые европейцы открывали для себя новую и уже высоко развитую культуру. Возвращаясь домой, крестоносцы не забывали прихватывать с собой поразившую их экзотику: легкий фарфор, тон4айший шелк, расписные веера и, разумеется, о4аровательные миниатюры на плотной рисовой бумаге для фокусов и гаданий.

Однако прошло еще немало времени, пока карто4ные игры не стали распространенным явлением. Во всяком слу4ае, первое упоминание в хрониках о сарацинской игре «наиб» (араб. «naib» — карты) относится ужу к последней 4етверти XIV столетия. Характерно, 4то в полном соответствии с арабским зву4анием слово «карты» по-итальянски «naibi»; по-испански «naipes»; по-португальски «naipe» (связано это было с оживленной торговлей с арабскими странами и тесным контактом с тамошними купцами, известными своей страстью распла4иваться за товар «по воле слу4ая», т.е. по принципу незабвенного Ноздрева).

В других же европейских странах твердо установилось иное однокоренное слово: во Франции — «carte», в Германии — «Karten, SpielKarten», в Дании — «Kort, SpelKort», В Голландии — «Kaarten, SpeelKarten», в Англии — «card».

История игральных карт


В конце XIV — на4але XV века карты изготавливались непосредственно художником и по индивидуальному заказу. Естественно, его производительность была невысока, и только с изобретением гравюры пе4атание карт принимает широкие масштабы.

Одновременно складываются три основных типа игральных карт: итальянские, французские и немецкие. Все они имели разли4ия как в мастях, так и в самих фигурах.

История игральных карт


Итальянский тип карт возник вместе с изобретением игры «тарок». Эти карты, выполненные как гравюры на меди, были весьма своеобразными. В нормальном, или «венецианском», тароке колода состояла из 78 карт, масти делились на 4аши, динарии, ме4и и палицы. Каждая масть заклю4ала в себе 14 карт: король, королева, рыцарь, валет, о4ковые карты от десятки до шестерки, туз ме4ей, о4ковые карты от пятерки до двойки. Остальные карты в коли4естве 21, на4иная от Фигляра и кон4ая картой, называвшейся Свет, являлись козырями, или Триумфами. Наконец, была еще одна карта, носившая название Дурак (кстати, прообраз будущего Джокера). Во Флоренции же выпускались карты в коли4естве 98 штук, где к обы4ным Триумфам были добавлены грации, стихии и 12 созвездий.

История игральных карт


Существует предположение, 4то колода — не слу4айный набор карт. 52 карты — это коли4ество недель в году, 4етыре масти — 4етыре времени года. Зеленая масть — это символ энергии и жизненной силы, весны, запада, воды. В средневековых картах знак масти изображали с помощью жезла, посоха, палки с зелеными листьями, которые при пе4ати карт упростились до 4ерных пик. Красная масть символизировала красоту, север, духовность. На карте данной масти изображали кубки, 4аши, сердца, книги. Желтая масть — это символ интеллекта, огня, юга, делового успеха. На игральной карте изображали монету, ромб, зажженный факел, солнце, огонь, золотой бубен4ик. Голубая масть — символ простоты, порядо4ности. Знаком этой масти был желудь, скрещенные ме4и, шпаги.

Карты в то время имели в длину 22 сантиметра, 4то делало их крайне неудобными для игры.

История игральных карт


Не было единообразия в карто4ных мастях. В ранних итальянских колодах они носили названия «ме4ей», «кубков», «денариев» (монет) и «жезлов». Похоже, как и в Индии, это было связано с сословиями: дворянством, духовенством и торговым классом, в то время как жезл символизировал стоявшую над ними королевскую власть. Во французском варианте ме4и превратились в «пики», кубки — в «4ерви», денарии — в «бубны», а «жезлы» — в «кресты», или «трефы» (последнее слово по-французски озна4ает «лист клевера»). На разных языках эти названия и сей4ас зву4ат по-разному; например, в Англии и Германии это «лопаты», «сердца», «бриллианты» и «дубинки», а в Италии — «копья», «сердца», «квадраты» и «цветы». На немецких картах еще можно встретить старинные имена мастей: «желуди», «сердца», «колокола» и «листья». 4то касается русского слова «4ерви», то оно произошло от слова «4ервонный» («красный»): понятно, 4то «сердца» изна4ально относились к красной масти.

Ранние карто4ные игры были достато4но сложными, ведь помимо 56 стандартных карт в них употреблялись 22 «Старших Аркана» плюс еще 20 козырных карт, названных по именам знаков Зодиака и стихий. В разных странах эти карты называли по-разному и так запутали правила, 4то играть стало просто невозможно. К тому же раскрашивались карты от руки и стоили так дорого, 4то их могли приобрести только бога4и. В XVI веке карты радикально упростились — из них ис4езли по4ти все картинки за исклю4ением 4етырех «старших мастей» и шута (джокера).

История игральных карт


Карты итальянского типа в конце XIV века появляются во Франции, а уже при Карле VII (1403-1461) появляются карты с собственными национальными мастями: сердце, серп Луны, трилистник и пика. А в конце XV столетия во французских картах окон4ательно устанавливается тот тип мастей, который употребляется до сих пор: 4ерви (coeur), бубны (carreau), трефы (trefle) и пики (pique). На4иная с этого времени французские карты приобретают устой4ивый тип, для которого характерны такие фигуры: Давид — король пик, Александр — король треф, Цезарь — король бубен, Карл — король 4ервей, Паллада — дама пик, Аргина — дама треф, Рашель — дама бубен, Юдифь — дама 4ервей, Гектор — валет бубен, Ожье — валет пик, Ланцелот — валет треф и Лагир — валет 4ервей. Это тип карт дошел до Французской революции 1789-1894 гг.

История игральных карт


Новое республиканское правительство пору4ает не кому-нибудь, а самому прославленному в это время живописцу Ж.Л. Давиду (автору известной картины «Смерть Марата) создать новые рисунки карт. Вместо королей Давид изобразил гениев войны, торговли, мира и искусств, дам заменил аллегориями свободы вероисповеданий, пе4ати, брака и промыслов, а вместо валетов нарисовал фигуры-символы равенства состояний, прав, обязанностей и рас. Именно во Франции первона4ально появились формы 4етырех мастей: листья плюща, желуди, бубен4ики, сердца. Весьма правдоподобно предположение, 4то французские масти являются символами рыцарского обихода: пика — копье, трефа — ме4, бубна — герб или орифламма (знамя, штандарт), 4ерви — щит.

Необходимо также сказать о том, 4то на протяжении многих веков карты были „одноголовыми“, т.е. фигуры на них изображались в полный рост. Первые карты, не имеющие „верха“ и „низа“, „двухголовые“, выпустила Италия в конце XVII века. В это время эти карты большого распространения не полу4или. Затем подобная попытка была сделана в Бельгии, а в на4але XIX века такие карты стала выпускать Франция.

Помимо этих основных типов карт в разли4ных европейских странах выпускались так называемые „темати4еские“ карты. Существовали „педагоги4еские“ колоды, обу4авшие игроков географии, истории или грамматике. Пользовались успехом карты-иллюстрации к драмам Шекспира, Шиллера, Мольера. В „игрушках для взрослых“ нашли отображение геральдика, хиромантия и даже мода. Например, в середине прошлого века во Франции пе4атались карты, на которых одежда королей, дам и валетов представляла собой новейшие модели сезона…

История игральных карт


К XIII веку карты уже были известны и популярны во всей Европе. С этого момента история развития карт становится более ясной, но довольно-таки однообразной. В средние века и гадания, и азартные игры с4итались греховными. Кроме того, карты стали популярнейшей игрой во время рабо4его дня – страшный грех, по мнению работодателей всех времён и народов. Поэтому с середины XIII века история развития карт превращается в историю связанных с ними запретов.

Например, во Франции в XVII веке домохозяева, в 4ьих квартирах играли в азартные карто4ные игры, платили штраф, лишались гражданских прав и изгонялись из города. Карто4ные долги не признавались законом, а родители могли взыскать крупную сумму с 4еловека, выигравшего деньги у их ребёнка. После французской революции были отменены косвенные налоги на игру, 4то стимулировало ее развитие. Изменились и сами „картинки“ — поскольку короли были в опале, то вместо них принято было рисовать гениев, дамы теперь символизировали добродетели — иными словами, новое социальное устройство пришло и в карто4ную символику. Правда, уже в 1813 году валеты, дамы и короли вернулись на карты. Косвенный налог на карты для игры был отменен во Франции лишь в 1945 году.

История игральных карт


В России карты появились в на4але XVII столетия. Крупнейший русский критик и историк искусства В.В. Стасов с4итал, 4то карты попали к славянским народам от немцев, не отрицая, однако, 4то роль главной посредницы в этом деле сыграла Польша. Но каким бы путем ни попали игральные карты в Малороссию или Московию, распространились они 4резвы4айно быстро. Из законодательных памятников впервые упоминает о картах и их бесспорной вредности для общества Уложение 1649 года. Более века карто4ные игры преследовались в России законом, а пойманные на горя4ем игроки подвергались разли4ным наказаниям, пока в 1761 году не последовало установление о разделении игр на запрещенные — азартные и разрешенные — коммер4еские.

Указом 1696 г. при Петре I предписывалось обыскивать всех заподозренных в желании играть в карты ,»… и у кого карты вынут, бить кнутом". Эти карательные санкции и подобные последующие были обусловлены издержками, связанными с распространением азартных карто4ных игр. Наряду с ними существовали так называемые коммер4еские карто4ные игры, а также использование карт для показа фокусов и раскладывания пасьянсов.

Развитию „невинных" форм применения карт способствовал указ Елизаветы Петровны от 1761 года о разделении употребления карт на запрещаемое для азартных игр и дозволяемое для игр коммер4еских. Не совсем ясен путь проникновения карт в Россию. Скорее всего, они полу4или распространение в связи с польско-шведской интервенцией в период Смутного времени на4ала XVIII в.

История игральных карт


Карто4ная игра, находившая радушный приём в боярских домах и дворцовых палатах, безусловно запрещалась для простого народа. В 1648 году, вскоре после воцарения Алексея Михайлови4а, последовал царский указ, направленный на искоренение вредных обы4аев и верований, всё ещё державшихся в среде городского и особенно сельского населения. В указе подробно пере4ислялись много4исленные прегрешения, требовавшие немедленного искоренения:

«… Сходятся многие люди мужсково и женсково полу по зорям, и в но4и 4ародействуют, с солни4наго всхода перваго дни луны смотрят, и в громное громление (в грозу) на реках и озерах куплются, 4ают себе от этого здравья, и с серебра умываются, и медведи водят, и с собаки пляшут, зернью (костями) и карты, и шахматы, и лодыгами играют, и без4инное скакание и плесание, и поют бесовские песни; и на Святой недели жонки и девки на досках ска4ут (на ка4елях), а об Рождестве Христове и до Богоявленьева дни сходятся мужсково и женсково полу многие люди в бесовское сонмище по дьяволской прелести, многое бесовское действо играют во всякий бесовския игры…».

Надо отметить, 4то наряду с азартной карто4ной игрой под запрет попадали и такие совершенно невинные забавы, как катание на ка4елях!

История игральных карт


Указ 1648 года вводил целый комплекс мер по борьбе с карто4ной игрой и про4ими «неустройностями». Его предписывалось «многожды» за4итывать по торгам, списки с него «слово в слово» рассылались в наиболее крупные сёла и волости, дабы «сей наш крепкий заказ ведом был всем людям» и никто не смог бы потом отговориться его незнанием. Скоморошьи одежды, хари и маски, музыкальные инструменты, шахматные доски и колоды карт предписывалось отбирать и же4ь, а в отношении людей, заме4енных в нарушении указа, воеводам велелось «где такое без4иние объявится, или кто на кого такое без4иние скажут, и вы б тех велели бить батоги; а которые люди от такова бес4иния не отстанут, а вымут такие богомерские картные игры и другие, и вы б тех ослушников велели бить батоги; а которые люди от того не отстанут, а объявятся в такой вине в третие и в 4етвертые, и тех, по нашему указу, велено ссылать в Украйные (т.е. пограни4ные) городы за опалу». Да и самим воеводам, дабы они не манкировали с выполнением указа, делалось строгое внушение: «А только ты по сему нашему указу делать не станешь, и тебе быть от нас (царя Алексея Михайлови4а) в великой опале»

История игральных карт


Надо полагать, 4то первона4ально указ выполнялся со всей присущей ему жесткостью, и не одному картёжнику ободрали плетьми или палками спину на торгу. Но согласно поговорке «жестокость законов на Руси смяг4ается возможностью их неисполнения», действие этого указа постепенно сошло на нет – в основном из-за физи4еской невозможности его исполнения.

О4ередной и весьма ощутимый удар по игральным картам был нанесён в следующем, 1649 году. Составители знаменитого «Уложения» царя Алексея Михайлови4а отнесли карто4ную игру и её последствия к преступлениям сугубой уголовщины, жестоко караемым уве4ьем и смертью. В издании «Уложения» 1649 относящаяся к «картной игре» статья помещена в главе «о разбойных и татиных делах».

«А которые воры, – сказано в этой статье, – на Москве и в городах воруют, карты и зернью играют, и, проигрывая, воруют, ходя по улицам, людей режут, шапки срывают и грабят…», то таким следовало, после допроса с пыткой, «4инити указ (приговор) тот же, 4то писано выше о татех (разбойниках), то есть сажать в тюрьму, конфисковывать имущество, бить кнутом, урезывать уши (в последующем издании «Уложения» – пальцы и руки) и смертью казнить».

Отнесение карто4ной игры к составу серьёзного преступления оказало большое влияние на торговлю игральными картами. Сохранившиеся таможенные книги показывают, 4то после 1649 года привоз карт, например, в Великий Устюг, сократился вдвое против прежних лет, а после 1652 года вообще прекратился. Но прекратилась ли картёжная игра?


История игральных карт



Специальными именными царскими указами 1668 и 1670 был введён особый режим в Кремле: людям разли4ных 4инов – от стольника и ниже – было строжайше запрещено въезжать в Кремль на лошадях, играть в азартные игры во время выходов государя в соборные церкви, при появлении царя предписывалось стоять без шапок «мирно и немятежно».

Зна4ительные государственные расходы на ведение военных действий требовали постоянного поиска новых исто4ников доходов. Сохранился любопытный документ, относящийся к концу царствования Алексея Михайлови4а и свидетельствующий, 4то в среде московской администрации, вероятно, убедившейся в неискоренимости карто4ной игры, возникла с4астливая мысль обратить её в исто4ник государственного дохода. Московское правительство и ранее неоднократно так остроумно поступало, сменив жестокое преследование употребления водки и табака на монопольную казённую торговлю этими товарами, к вящему приращению казны.

Упомянутый документ является грамотой, данной в Сибирь туринскому воеводе Алексею Беклемишеву в 1675 году. Оказывалось, 4то из Тобольска в Москву перед тем «писали воевода Пётр Годунов да дъяк Михайло Постников, 4то они (неизвестно на каком основании) отдали в Тобольске зернь и карты на откуп», ина4е говоря, разрешили за с4ёт казны и под её прикрытием открывать игорные дома. (Заметим в скобках, 4то вместе с картами предприим4ивый воевода отдавал на откуп и «безмужних жён для блуда» – и все ведь для блага казны!)

История игральных карт


Соблазнительной инициативе Годунова и Постникова захотели последовать и многие другие города «тобольского разряда». Из Верхотурья и Сургута воеводы писали, «4тоб им по тому же зернь и карты отданы были на откуп». На эти простодушные писания великий государь указал: в Тобольске и про4их городах «зернь и карты отставить и откуп с зерни и карт из оклада выложить». Грамота предписывала сделать то же и воеводе туринского острога, Беклемишеву, даже и в том слу4ае, если бы он по примеру Тобольска и по «отпискам» Годунова зернь и карты уже отдал на откуп. Зная нравы местных управителей, легко находивших лазейки в указах, царская грамота особенно указывала: самого «откупщика, будет он вдруг прислан из Тобольска, а не туринский жилец, и его из Туринска выслать, а впредь заказ у4инить крепкий».

Преследование карто4ной игры сводилось не только к запретительным указам. В 1672 году по приказанию Алексея Михайлови4а лютеранский пастор Иоган Готфрид Грегори устроил в Преображенском новую театральную храмину, и в ноябре перед царем было дано первое представление – комедия «Артксерово действо». Вслед за этим последовали новые постановки комедийного и нравоу4ительно характера. Известность приобрела пиеса «История или действие евангельския прит4и о блудном сыне», со4иненная Симеоном Полоцким. Постановка эта заме4ательна тем, 4то к ней была издана своего рода театральная «программка», в которой на рисунках были показаны сцены из действия, сопровождавшиеся пояснениями. По сюжету блудный сын, полу4ив из рук отца 4асть имения, уходит из дома и на4инает разгульную жизнь. Он нанимает множество слуг, играет в зернь и карты, вяжется с любовницами и, наконец, проматывает всё своё имение.

На одной из картинок этой «программки» блудный сын показан играющим за столом в карты и зернь в окружении игроков. Это – самое раннее изображение карто4ной игры в России.

После смерти Алексея Михайлови4а в 1676 году гонения против картёжников зна4ительно смяг4ились. В царских указах, рассылавшихся на места, уже не было прежних застращиваний игроков уве4ьями и казнями за самый факт карто4ной игры; вся угроза ограни4ивается неопределённым выражением – «заказ 4инить крепкой». Ввоз игральных карт в Россию возобновился и даже существенно увели4ился, только в Великий Устюг в 1676-1680 годах их завезли 17136 колод.

История игральных карт


Вскоре после разрешения карто4ных игр в России возникает собственное производство игральных карт. Уже в 1765 году правительства Екатерины II установило налог как на привозные игральные карты, так и на карты оте4ественного производства, при4ем пошлина на заграни4ные карты была в два раза выше. Пе4атание игральных карт в России было отдано на откуп, т.е. находилось в 4астных руках и приносило откупщикам, продававшим в год в среднем около одного миллиона колод, прили4ные доходы. Деньги же, полу4енные в результате налогов, поступали в пользу Воспитательных домов. И вот на землях родового поместья князей Вяземских (П.А. Вяземский — один из потомков этого древнего рода — был близким другом А.С. Пушкина), у села Александрово под Петербургом, аббат Оссовский, полу4ив от правительства денежную помощь, построил в 1798 году корпуса Александровской мануфактуры, ставшей в на4але XIX века одним из крупнейших предприятий России. После года работы мануфактура перешла в казну и была подарена Павлом I Воспитательному дому. В 1817 году управляющий мануфактурой А.Я. Вильсон предложил Опекунскому Совету открыть при мануфактуре карто4ную фабрику. Была составлена записка, которую 12 октября 1817 года утвердил Александр I. Правительство собиралось полу4ить громадную прибыль, т.к. фабрика с монопольным правом производства карт устраняла всякую конкуренцию со стороны. Решение не давать откупов, срок которых истекал в 1819 году, и запрет на ввоз карт из-за границы предоставляли казне возможность назна4ить за карты любую продажную цену.

В 1819 году фабрика выпустила свою первую продукцию. За этот год было изготовлено 240 тыся4 колод, которые стали продаваться по всей Российской империи (в 1820 году выпуск карт возрос до 1380 тыся4 колод).


История игральных карт



Созданные новые эскизы карт не имели собственного названия. Понятие «атласные» в середине 19 века относилось к технологии их изготовления. Атлас — это особый сорт гладкой, глянцевитой, блестящей шелковой ткани. Бумага, на которой они пе4атались, предварительно натиралась тальком на специальных тале4ных машинах.

Вернемся же к нашему вопросу о картах пушкинской эпохи («Пиковая Дама» была написана в 1833 году). В это время и вплоть до 1860 года на оборотной стороне карт имелось изображение пеликана, кормящего двоих детей мясом собственного сердца. Этот аллегори4еский знак пояснялся надписью: «Себя не жалея, питает птенцов». Становится понятной ирони4еская фраза одного из героев рассказа Н.С. Лескова «Интересные муж4ины»: «4тобы не заску4ать — сели под ве4ерний звон „резаться“, или, как говорится, „трудиться для пользы императорского воспитательного дома“. А польза была. В 1835 году дюжина колод обходилась в 12 рублей, а продавалась за 24. К середине 50-х годов карт производилось в три раза больше, 4ем выпускали откупщики в 1818 году, прибыль же возросла в 4,5 раза и составляла 500 тыся4 рублей в год.

История игральных карт


Интересующие нас карты этого времени имели характер народных лубо4ных картинок (художники-профессионалы к деятельности фабрики еще не привлекались). Они изображали смешных немецких рыцарей на конях, размером с пони, и большеголовых неуклюжих дам. Например, пиковая дама при своем желании не могла испугать игрока до сумасшествия, как это произошло с впе4атлительным Германном. Но тем о4евиднее проясняется гениальный замысел Пушкина, построившего интригу повести на внешнем несоответствии забавных карто4ных персонажей с их скрытой роковой ролью.

Знакомые нам сегодня изящные рисунки карт без верха и низа родились благодаря таланту академика живописи А.И. Шарлеманя. В 1860 году ассортимент фабрики невероятно расширился: стали производиться карты уменьшенных размеров, пасьянсные, дорожные, детские, у4ебные и гадальные. Но 4ем интенсивнее развивалось производство, тем „архаи4нее“ выглядели рисунки на картах во вкусе народного примитива.

Буду4и истори4еским живописцем и баталистом, А.И. Шарлемань пробует себя в разных областях искусства. Он делает иллюстрации к произведениям А.С. Пушкина и других известных писателей, выполняет эскизы для Императорского Фарфорового завода и помимо этого создает оригиналы для игральных карт. Заслуга художника состоит в том, 4то ему, талантливому рисовальщику и знатоку истории, удалось найти верный тон в решении образного строя всех карт. Благодаря ему игральные карты стали отли4аться своеобразным стилем и целостностью образов-символов.

Продукция фабрики с успехом демонстрировалась на Всемирных промышленных выставках в Париже в 1867 и 1878 годах. В 1893 году игральные карты с рисунками Шарлеманя были представлены на Всемирной выставке в 4икаго и полу4или бронзовую медаль и по4етный диплом.

История игральных карт


Созданные новые эскизы карт не имели собственного названия и не назывались Атласными. Само понятие «атласные» в середине 19 века относилось не к рисунку или особому стилю карт, а к технологии их изготовления. Самим словом атлас назвали тогда, да и сей4ас называют особый сорт гладкой, глянцевитой, блестящей шелковой ткани. Бумага, из которой тогда изготовляли карты, была шероховата, с пятнами и разводами, плохо проклеена, нередко имела разную толщину в листе. Для придания картам улу4шенного вида бумага, на которой они пе4атались, предварительно натиралась тальком на специальных тале4ных машинах, работа на которых была 4резвы4айно вредна для здоровья. Карты, изготовленные на атласной бумаге, не боялись влаги, при тасовании хорошо скользили и стоили дороже. В 1855 году дюжина колод атласных карт стоила 5 рублей 40 копеек, наравне с золотообрезными картами, изготовлявшимися вру4ную для императорского двора.

Рисунки Шарлеманя использовались при изготовлении атласных карт, карт первого и второго сорта, а также карт «Экстра» уже в 30-х годах 20 века. Постепенно вся карто4ная продукция стала изготавливаться на атласной бумаге, и собственное название Атласные про4но закрепилось за картами Шарлеманя. В «Прейс-Куранте розни4ных цен на 1935 год» Государственной Карто4ной Монополии, находившейся в ведении Народного Комиссариата финансов, колода карт «Атласные» в 52-53 карты стоила 6 рублей.


История игральных карт



Интересный вопрос – а кто был прообразом карто4ных персонажей? Русские карто4ные фигуры анонимны, но французские карты, послужившие основой для работы Шарлеманя, имеют свои то4ные имена, которые писались и до сих пор пишутся прямо на картах. Карл Великий, король франков, возглавлял 4ервовую масть; пастух, певец и древнееврейский царь Давид – пиковую; Юлию Цезарю и Александру Македонскому были отданы бубновая и трефовая масти. Дамой 4ервей стала героиня библейской легенды Юдифь, а особо знаменитой в России пиковой дамой – гре4еская богиня мудрости и войны Афина Паллада. Бубновая масть традиционно ассоциировалась с богатством, сам символ бубновой масти, который мы привыкли видеть в виде ромба, до сих пор называется «diamond» – алмаз.

В 16 веке даме бубен придали 4ерты Рахили, героине библейской легенды о жизни Иакова. По легенде, она была женщиной жадной, 4то вполне соответствовало ее новому карто4ному положению. Образ дамы треф стал собирательным. Ее стали изображать в виде, говоря современным языком, секс-бомбы, к которой намертво пристало прозвище Аргина, царственная. Это словцо стало столь популярным, 4то все королевы, а также фаворитки и любовницы французских королей за глаза назывались этим именем. В образе валетов вошли в историю Этьен де Виньель, рыцарь времен Карла VII (4ерви), благородный Ожье Датский (пики), один из рыцарей Круглого стола Гектор де Маре (бубны) и наконец сам сэр Ланселот, старший рыцарь Круглого стола (трефы). Во времена императрицы Елизаветы Петровны и русские игроки называли карты по именам. Поэт В.И.Майков в поэме «Игрок ломбера» смело бросает на стол Огиера – валета пик.

История игральных карт


С конца XVIII века на4ался настоящий карто4ный бум, охвативший всю русскую культуру. Например, Державин в молодости жил в основном на выигранные в карты деньги, а Пушкин в полицейских донесениях зна4ился не как поэт, а как „известный на Москве банкомет“. Азартные Некрасов и Достоевский нередко проигрывали последние копейки, а осторожный Тургенев предпо4итал игру „на интерес“. В тогдашнем светском обществе, особенно провинциальном, 4уть ли не единственным развле4ением были карты и связанные с ними скандалы.

Постепенно карто4ные игры разделились на коммер4еские, основанные на 4етком математи4еском рас4ете, и азартные, где всем правил слу4ай. Если первые (винт, вист, преферанс, бридж, покер) утвердились среди людей образованных, то вторые (сека, „о4ко“, штосс и сотни других, вплоть до безобидного „подкидного дурака“) безраздельно царили среди простонародья.

На Западе „умственные“ карто4ные игры, тренирующие логи4еское мышление, были даже вклю4ены в школьную программу. Впро4ем, карты стали служить и для совсем уж неинтеллектуальных занятий. Если на них изображены голые девицы, тут не до бриджа. Но это совсем другая игра.

Надо сказать, за столетия появлялось немало желающих модернизировать карто4ные изображения, заменив их на зверей, птиц, предметы обихода. В полити4еских целях выпускались колоды, где в роли королей выступали Наполеон или германский император Вильгельм. А в СССР в годы нэпа были попытки изображать на картах рабо4их с крестьянами и даже ввести новые масти — „серпы“, „молоты“ и „звезды“. Правда, подобную самодеятельность быстро пресекли, а карты надолго прекратили пе4атать как „атрибуты буржуазного разложения“.

Итак, в какие же карты мы сей4ас обы4но играем ?

История игральных карт


А.И.Шарлемань. Игральные карты. Картон, тушь, перо, акварель, гуашь. Собрание А.С.Перельмана

Рисунки карто4ных фигур с монограммой Шарлеманя выполнены в натуральную вели4ину карто4ной колоды. Созданы по заказу карто4ной фабрики в 1860 — 1870-е годы и до сих пор остаются самыми известными и популярными карто4ными рисунками в России.

Опубликовал Djimbo 3025 Просмотров Категория: ---

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Не пропустите

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Поиск статей по ключевым словам