Вы когда-нибудь задумывались над вопросом:
для 4его родители занимаются воспитанием и развитием детей?Каждый найдет для себя ответ:
- 4тобы ребенок рос разносторонне-развитый;
- 4тобы вместе было не ску4но;
- потому 4то ребенок требует, если не исполнять – расстраивается и пла4ет;
- 4тобы сблизиться с ребенком и отношения стали более доверительными;
- 4тобы было много радости и пользы детям;
- потому 4то с ребенком нужно 4ем-то заниматься;
- 4тобы передать свой опыт, показать эту жизнь и окружающий мир;
- потому 4то просто я мама;
- если не я, то кто?
Некоторые мамы живут по принципу «не ждать от ребенка никакого результата». Просто живут вместе с детьми и общаются, когда есть время на это. У ребенка должно быть беззаботное детство, так они с4итают.
Эти родители не ставят перед собой никакой цели воспитания. Давайте подумаем: нужно ли воспитывать ребенка или он сам возьмет свое?
Маль4ик из поездаПлатцкарт. В нашем «купе» едет семья с двумя детьми: грустной дево4кой лет двенадцати и маль4иком лет трех-4етырех. Мама с бабушкой увле4ены разговором с соседями, маль4ик ска4ет рядом сестрой, та лишь следит за ним с отстраненным взглядом. Маль4ику ску4но, он громко требует развле4ь его, теребя при этом мать за рукав.
Мама достает из сумо4ки не больших солдатиков и танк. Маль4ик на4инает шумно играть. Минут 4ерез десять игра надоедает, он на4инает кидать игрушки в перегородку «купе» где сидят люди и кри4ать. Родители не обращают на это внимания, видимо, такое поведение привы4но для их ребенка. Вскоре и это ему надоедает, бросив игрушки на пол, он бегает по проходу и кри4ит.
Из разговора с мамой и бабушкой становится ясно, 4то у маль4ика проблемы с общением в садике. Он ходит туда уже целый год, но так и не может ни с кем подружиться. Дети не хотят с ним играть. Ссадина на руке у маль4ика из-за недавней драки в детском саду. Его просто-напросто отлупили. Родители не смогли назвать при4ину драки. Даже не стали ее выяснять.
Маль4ик перестал бегать и сел рядом с сестрой. Взял игрушки и запустил одним солдатиком в сестру. Дево4ка нервно дернулась и закрыла глаза, не проронив ни слова. Солдатик слегка коснулся ее. Брат с восторгом завопил и взял в руки другого солдатика. Дево4ка, мол4а, с недоумением смотрела на брата, родители не обратили на это внимания. Это мело4ь, ребенок просто играет.
Соседка, не выдержав наблюдения за такой игрой, предложила маль4ику вместе сделать бумажный самолетик. Маль4ик заинтересовался, но в свои 4етыре года он не знал, как это делается. Соседка сделала ребенку самолет и отдала со словами: «Играй, только не мешай никому!» Маль4ик мол4а выхватил самолетик из ее рук и с криком побежал по проходу. При этом он, не целясь, запускал самолет.
Попав в молодую женщину, он, мол4а, подошел к ней, бесцеремонно залез к ней на сиденье и забрал самолетик.
Его мама с бабушкой, скорее всего, этого не заметили.
Маль4ик снова запускает самолет и попадает в туже женщину. С криком восторга бежит к ней, 4тобы забрать игрушку. Женщина берет в руки самолет и сдержанно говорит: «Не нужно кидать в людей! Сядь и играй. Не надо никому мешать!» Маль4ик мол4а выхватил самолет и снова запустил в женщину.
- Ты 4то, не понимаешь? Не кидай в людей! Посмотри
вокруг: ты один себя так ведешь, мешаешь. Ты кидаешься - я не отдам тебе самолет.
Маль4ик криво улыбнулся. Подбежал к сестре, которая мол4а наблюдала за этой сценой.
- Эта тетя отняла у меня самолет! - кри4ал он, показывая рукой на женщину.
Сестра вздохнула и тихо сказала:
- Хорошо, я сделаю тебе новый, только ты здесь играй.
Новый самолет полетел в том же направлении. Женщина подождала, когда маль4ик подбежит к ней.
- Ты не послушал моих слов. Может быть, хоть так ты запомнишь и сделаешь выводы! - она порвала бумажную игрушку.
На4алась жуткая истерика с громкими всхлипами и неразбор4иво произнесенными словами. Маль4ик подбежал к бабушке, уткнулся ей в колени и на4ал слезно жаловаться.
Бабушка повернулась в сторону женщины и зло сказала:
- Порвала у ребенка самолет, какая добрая тетя! Дай Бог ей здоровья! Не расстраивайся, вну4ек!
Само вырастет
О4евидно, 4то в свои 4етыре года у маль4ика есть большие проблемы с воспитанием. Он не умеет сам себя занять, не умеет общаться со сверстниками, не уважает старших, плохо относится к сестре и окружающим.
Если говорить о тех, кто занимается его воспитанием, то это воспитание по принципу «само вырастет». Любую культурную породу возделывают, тратят на это много времени и сил: поливают, тяпают, укрывают от холода, удобряют и про4. Сами растут только сорняки.
Кто воспитывает - родители или жизнь?Всемирно известный педагог, А.С.Макаренко многие годы поднимал вопрос о цели воспитания. Отве4ая на вопрос, кто воспитывает ребенка – родители или жизнь, он привел заме4ательный пример:
«Дети - «цветы жизни». Это заме4ательно! 4то же озна4ают эти слова? Сентиментальные люди с4итают, 4то цветами нужно любоваться, ахать, носиться, нюхать и вдыхать. Нужно, наверно, и самим «цветам» внушить, 4то они составляют неприкосновенный роскошный букет в дорогой хрустальной вазе на вашем столе.
Сколько не восторгайся такими цветами, сколько не ахай, их дни со4тены и они никогда не принесут плодов. В лу4шем слу4ае их можно будет просто засушить и продолжить любование. И тогда радость от этого станет сомнительной: сколько не восторгайся, перед вами будет простое сено.
Представляю наших детей вовсе не такими цветами. Это не букет, это прекрасный яблоневый сад. Трудно, коне4но, не любоваться таким садом, трудно ему не радоваться, но еще труднее не работать в таком саду. Вскапывайте, поливайте, снимайте гусеницу, обрезайте сухие вето4ки… Не только аромат, не только «гаммы красок», - плоды, вот 4то должно вас интересовать в особенной степени.
И поэтому не набрасывайтесь на цветы с одними вздохами и поцелуями, возьмите в руки лопату, ножницы, лейку, достаньте лестницу. А когда в вашем саду появится гусеница, возьмите парижскую зелень. Не бойтесь, побрызгайте немножко, пусть даже цветам будет 4уто4ку неприятно. Между про4им, у хорошего садовника гусеница никогда не появится.
Да, давайте будем садовниками. Это блестящее сравнение позволит нам выяснить кто воспитывает ребенка - родители или жизнь?
Кто выращивает садовое дерево?
Из земли и воздуха оно берет атомы своего тела, солнце дает ему драгоценную силу горения, ветры и бури воспитывают в нем стойкость в борьбе, соседние братья-деревья спасают его от гибельного одино4ества. И в дереве и вокруг всегда протекают сложнейшие хими4еские процессы.
4то может изменить садовник в этой кропотливой работе жизни? Не должен ли он бессильно и покорно ожидать, пока созреют плоды, 4тобы кощунственной и наглой рукой похитителя сорвать их и сожрать?
Так именно и делают дикари где-нибудь в трущебах Огненной Земли. И так делают многие родители.
Но так не делает настоящий садовник.
4еловек давно нау4ился осторожно и нежно прикасаться к природе. Он не творит природу и не уни4тожает ее, он только вносит в нее математи4ески могу4ий корректив; его прикосновение, в сущности, не 4то иное, как еле заметная перестановка сил. Там подпорка, там разрыхленная земля, там терпеливый зоркий отбор.
Наше воспитание такой же корректив. Разумно и то4но провести ребенка по богатым жизненным дорогам, среди ее цветов и сквозь вихри ее бурь может каждый 4еловек, если он действительно захо4ет это сделать.
Воспитывают все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего- люди. Из них на первом месте родители и педагоги.
Если вы родители ребенка,- это зна4ит на много лет вы отдали ему все напряжение вашей мысли, все ваше внимание и всю вашу волю.»
Вам решать, какова цель воспитания вашего ребенка и какие методы воспитания выбирать для его дальнейшей с4астливой жизни. Задумайтесь о будущем ваших детей уже сей4ас: когда они маленькие и «ни4его не понимают» уделите им время, у4ите, объясняйте. Во многом ваша спокойная жизнь в зрелом возрасте зависит от вложенных в первые годы жизни ребенка сил. 4то посеешь - то и пожнешь. Уда4и!