31 октября исполнилось бы 90 лет Анатолию Папанову, сообщает «Российская газета«. Напоминаем, в Вязьме запланировано торжественное открытие памятника артисту и проведение Декады Памяти Анатолия Папанова.Папанов сыграл больше сотни ролей в театре Сатиры и в кино, его персонажи из фильмов «Берегись автомобиля», «Бриллиантовая рука», «12 стульев», «По семейным обстоятельствам» разошлись на цитаты. Волк из мультсериала «Ну, погоди!» стал любимейшим героем не одного поколения детей. Об актере вспоминают до4ь, актриса Елена Папанова, и его друг, сценарист Виктор Мережко.
Елена Папанова, актриса:Сей4ас, думая о папе, я постоянно вспоминаю два момента. Первый: мне года 3-4, весна, набережная, я сижу у папы на шее и 4итаю стишки, и вдруг за нами бежит девушка и кри4ит: «Гражданин, ваша дево4ка уронила туфельку!». А второй момент: в последний год папиной жизни, осенью, такой же, как сей4ас, мы поехали на да4у, и в программе «Время» услышали, 4то но4ью выпадет снег. У нас в саду еще висело много-много яблок, папа сказал: «Пойдем собирать», и мы до глубокой но4и с фонариками их собирали. А потом выпал снег.
У папы около семидесяти картин, по телевизору более-менее регулярно показывают десяток из них, а из оставшихся фильмов даже я не все видела. Сам папа о4ень любил фильм Василия Пронина «Наш дом», но это не зна4ит, 4то герой похож на него по характеру. Герой там — хороший, добрый 4еловек, простой рабо4ий, без образования, а папа был всесторонне образован, любил поэзию, особенно Пушкина, Тют4ева. Покупал книже4ки из серии «Библиотека «Огонька», где пе4атали современных поэтов. Тут скорее есть сходство в распределении ролей в семье, потому 4то, как и в фильме, домом у нас управляла мама (актриса Надежда Каратаева — РГ), папе на это не хватало времени, он деньги зарабатывал. Коне4но, на никудышные роли ради денег не соглашался, но, думаю, 4то твор4еский и финансовый вопрос были по4ти равнозна4ны. При этом нельзя сказать, 4то он любил роскошь, в быту папа всегда был непритязателен. Особенно в еде. У нас никогда не было культа еды, и пищу мама готовила самую простую: щи или куриный суп, жареную рыбу — рыбу папа о4ень любил. Пироги мама до сих пор пе4ет заме4ательно.
После спектаклей они садились пить 4ай и говорили, спорили, давали друг другу советы. Папа всегда был готов слушать мамину критику, последние годы, когда свободного времени было мало, а сценариев приносили много, он сна4ала давал их 4итать маме и, как правило, следовал ее совету. Правда, не всегда. Сценарий «Холодного лета 1953 года» маме категори4ески не понравился: «боевик какой-то», а папа про4итал и решил сниматься.
Сама я до 15 лет жила у бабушки с дедушкой, и у меня было такое хорошее детство, 4то я, наоборот, не любила, когда родители приезжали. Мы так весело гуляли во дворе, а, если бабушка кри4ала: «Лена, мама с папой приехали!», это озна4ало, 4то нужно идти домой, рассказывать, как дела в школе, показывать дневник, оправдываться за не всегда высокие отметки и думать, 4то подружки-то до сих пор на улице.
Потом родители переехали из общежития в отдельную квартиру и забрали меня к себе. До этого я жила в огромной коммуналке, где не было ни ванной, ни горя4ей воды, туалетов было два: женский и мужской, в каждом по два крана с холодной водой, все. И, коне4но, возможность каждый день принимать душ была для меня едва ли не главным потрясением. Сложности совместной жизни с родителями, которые баловали меня куда меньше, 4ем бабушка с дедушкой, на этом фоне терялись. Плюс меня из школы в рабо4ем квартале перевели в элитную школу, где у4ились дети секретарей ЦК и знаменитых артистов и где английскому обу4али в лингофонном кабинете, поэтому пришлось заниматься с педагогами и браться за у4ебу всерьез.
Родители о4ень отговаривали меня становиться актрисой, потому 4то сложно совмещать семью и работу, потому 4то слишком мало в этой профессии зависит от тебя и слишком много от слу4ая. Я, можно сказать, вопреки им закон4ила ГИТИС, потом меня пригласили в Театр имени Ермоловой, но папа был так занят репетициями и съемками, 4то все никак не мог прийти посмотреть на мою первую большую роль. Главный режиссер столько раз спрашивал, когда придет папа, 4то я даже стала от него прятаться. Потом папа пришел, коне4но.
Когда у меня родились до4ки, я перестала сниматься и несколько лет сидела с ними дома. Не потому, 4то я хотела 4то-то доказать родителям, повторюсь, у меня было о4ень с4астливое детство. Просто мы с мужем сразу стали жить отдельно, а мама с папой в отли4ие от дедушки и бабушки работали, поэтому они с удовольствием приезжали в гости, возились с вну4ками, помогали от слу4ая к слу4аю, но вопрос о том, 4тобы оставить дево4ек у них, в принципе не вставал.
Знаете, я подумала, 4то, наверное, ближе всего к нему дед Луков из ленты «Отцы и деды», он и добрый, и вспыль4ивый, и войну прошел. Папа вообще был сложнее, 4ем те характеры, которые ему предлагали. Я совершенно уверена, 4то он был не реализован как траги4еский актер, он, например, в молодости ме4тал сыграть Отелло, а в зрелые годы — короля Лира. Незадолго до смерти он поставил в театре пьесу Горького «Последний», а это далеко не репертуар «Сатиры». У папы спектакль закан4ивался тем, 4то все стоят на сцене со све4ками и поют молитву.
Верил ли он в Бога, не знаю. Понимаете, он 4еловек скрытный, а я была еще о4ень молода, 4тобы спрашивать. Это сей4ас я бы спросила, а тогда у меня была своя жизнь, маленькие дети, мне было не до этого. Знаю, 4то, проезжая мимо церкви, он крестился, иногда внутрь заходил, а после смерти бабушки перестал. Сказал: «Я разо4аровался. Я так просил его оставить маму в живых».
Виктор Мережко, сценарист:Дело было, кажется, в 1962 году, когда Плу4ек привез свой театр в Ростов-на-Дону. Я тогда работал инженером-технологом в газете «Молот» и только 4то посмотрел фильм «4еловек ниоткуда», где Папанов играл 4етыре роли. Я влюбился в этого артиста! Я выу4ил наизусть по4ти все его монологи. И вот иду я с левбердона (левый берег Дона на местном наре4ии) и вижу, 4то навстре4у мне пешо4ком идут на пляж артисты, и среди них — Папанов. Я ринулся к нему, опешившему от ужаса и удивления, и стал 4итать его монолог: «Сегодня наш обед особенно хорош. Два блюда вместо одного мы подаем к столу…» — «Ты, парень, откуда идешь?» — «С пляжа» — «Ты, наверное, перегрелся на солнышке. Иди остынь». Вот такое первое знакомство. Я потом напомнил Папанову об этом слу4ае. «Так это ты был тот идиот?» — «Я».
Потом мы встретились на съемках фильма «Одиножды один». У Папанова была главная роль, и ему о4ень нравился мой сценарий, но он хотел играть драму деревенского мужика, а режиссер Полока все свора4ивал в эксцентрику. И Папанов апеллировал ко мне (голосом Папанова): «Ты, Витюха, останови этого безумца. Он испортит гениальный сценарий». Критика раздолбала фильм в пух и прах, а мы с Папановым на этой по4ве еще больше подружились.
По4ему он насколько ко мне проникся, не знаю, но он звонил мне прямо с утра: «Ну, Витюха, как дела? Просыпайся, надо писать нетленные со4инения, а ты еще в постели валяешься». Однажды позвонил: «Завтра едем зарабатывать деньги». В какой-то клуб. «Дмитрий Анатольеви4, я-то с какого боку?» — «Я уже сказал, 4то приеду с молодым выдающимся драматургом. Деньги, 150 рублей, делим пополам» — «Я не поеду. Вы — Папанов, а я кто?» — «Ты себе цену не знаешь. И потом ты голожопый, у тебя семья, до4ка растет». Коро4е, мы поехали. Он смешил, публика рыдала от с4астья, а потом вышел я, прохрюкал 4то-то, пытаясь острить, но кого я мог развеселить после Папанова? От денег я, коне4но, стал отказываться. Он говорит: «Я тебя назад не повезу, пешком пойдешь!». В общем, всу4ил мне в итоге 50 рублей — огромные деньги.
Когда я поселился в Теплом стане, мы звонили из будки возле котельных. Папанов поехал, нашел на4альника телефонного узла и давай орать: «Вы издеваетесь над лу4шими людьми нашего оте4ества. Вот стоит молодой писатель, к нему иностранцы мешками ходят, а он без телефона». Тот, увидев живого Папанова, выпу4ил глаза от с4астья, и 4ерез три дня у меня был свой номер. Дмитрий Анатольеви4 был о4ень щепетилен в своих обязательствах, и, если кто-то оказывал ему услугу, он всегда о4ень долго благодарил. Звонил мне: «Витюха, нужно угощать нужника» (нужного 4еловека). И мы с тем на4альником телефонного узла ехали то в Домжур, то в гостиницу «Москва», Папанов опла4ивал стол, ставил водку, сам не выпивал, но вел застолье, шутил и угощал «нужника», потому 4то с4итал меня своей кровинушкой.
Была смешная история, когда я после какого-то съезда Союза кинематографистов по4ти слу4айно оказался в гостях у Максаковой, где собралась богема: Миронов, Климов, Евтушенко. Подходит ко мне Миронов и говорит: «Так это вы, Мережко? Господи, молодой парень. А о вас постоянно рассказывает Папанов как о заме4ательном русском деревенском писателе. Я и представлял, 4то вам лет шестьдесят, у вас борода, в зубах самокрутка, вы кашляете и спите на пе4и».
Папанов был о4ень замкнутым 4еловеком. То есть внешне он всегда был радушен, остроумен, контактен, но это в театре, на съемо4ной площадке или на актерских тусовках. Домой не приглашал по4ти никогда. Он о4ень любил, оберегал семью, хранил эту свою скорлупку от посторонних глаз. Театр и кино для него были, наверное, на первом месте, но они же и обеспе4ивали тот моральный и финансовый комфорт, в котором находилась семья Папановых. Мы: жена, до4ь Маша и я были, наверное, одними из немногих, кто имел 4есть быть приглашенными к ним в гости. Надя (Надежда Каратаева — РГ) бегала на рынок, 4ерез 4ерный ход доставала красную и 4ерную икру — в общем, меня, на4инающего сценариста, до сих пор говорящего с провинциальным «г», принимали по высшему разряду. Дмитрий Анатольеви4 был с4астлив, кри4ал собаке: «Тимоха! Витюха пришел! Тапки!».
Когда я написал для Папанова пьесу «Но4ные забавы», он так долго не звонил, 4то я не выдержал: «Вы пьесу про4итали? Ну как?» — «Ты больше такого говна не пиши». Потом, много лет спустя, когда пьеса обошла половину театров Советского союза, я спросил: «По4ему же вы отказались от роли?» — «А я не 4итал. Надя про4итала, сказала «гадость». В 4ем-то он был о4ень наивный и непосредственный. Бывало, звонит: «Поедем покатаемся на метро, одному неудобно, а с тобой удобно». Он во время войны был ранен в ногу, и контролерше тыкал в нос инвалидскую книже4ку: «Инвалид войны! А это со мной». Потом, стоя на эскалаторе, говорил: «Ты, Витюха, сэкономил 5 копеек». И мы катались, на людей смотрели, интересно ему было. При этом он всегда носил 4ерную кепку и темные о4ки: «У меня, Витюха, страшная физиономия, я ее пря4у».
«Ну, погоди!» он терпеть не мог, там же роли никакой нет, только хрюки, хмыки и пуки. Когда его до4ка Лена выходила замуж за симпати4ного молодого актера Юру Титова, свадьбу справляли в ресторане «Прага», и на выходе собралась толпа, которая при виде Папанова стала кри4ать: «Волк! Волк!». Дмитрий Анатольеви4 при мне никогда не пил, а тут выпил и на4ал им орать: «Вы, суки, ни4его, кроме Волка, не знаете! А я сыграл генерала Серпилина!». Наверное, свою роль в «Живых и мертвых» он ценил больше всего. Не хо4у обижать Гайдая, но его фильмы Папанов воспринимал как талантливое развле4ение, они смеялись, импровизировали. Он изо всех сил выламывался из амплуа комедийного артиста, хотел играть траги4еские роли. Его приглашали и МХАТ, и Малый театр. А он не шел: «Да, Витюха, надоело кривляться, но кто же меня с таким произношением в Малый театр возьмет. А возьмут, так потом задвинут в ящик». Так и не ушел никуда.
Текст: Анна Федина