Как 4асто, вроде бы, положив клю4и на тумбо4ку, мы не можем их найти. Или куда-то вдруг из поля зрения пропадает колпа4ок от флешки. А сколько людей могут правильно ответить на такой вполне простой вопрос: сколько ступенек от входа до лифта в вашем доме? Девушки 4асто упрекают парней в невнимательности, а родители ругают своих детей за то, 4то те пропускают слова при 4тении вслух. Виной всему этому – недостато4ный уровень развития внимания. Вопрос как развить концентрацию внимания тревожит многие у4ёные умы.
По4ему малышей в детском саде постоянно просят называть какого цвета или формы та или иная игрушка или же у4ить маленькие стишки? Все эти задания на развитие внимания являются о4ень важным шагом в обу4ении детей. Но тренировать и развивать внимание, как и память, можно и во взрослом возрасте. Если же заниматься регулярно и следовать действенным методикам развития внимания, то результаты не заставят себя ждать.
Основные параметры влияющие на уровень внимания — устой4ивость и концентрация. Хотя их разделение в процессе выполнения умственной работы, основанной на запоминании (например: 4тение или восприятие на слух какой-либо информации) можно с4итать лишь условным.
Силу внимания и его устой4ивость практи4ески невозможно рассматривать, не у4итывая на4альные, волевые ка4ества отдельного индивидуума. Лишь дисциплинированный 4еловек может быть максимально внимателен в повседневной деятельности. Ведь, именно такие люди всегда доводят свои на4инания до их логи4еского завершения. Любое желание сосредото4иться на каком-либо деле требует подкрепление со стороны воли. Выражения «я хо4у» и «мне нужно» должны согласовываться друг с другом и за4астую, 4тобы добиться в жизни высот, необходимо отдавать предпо4тение этому, иногда неприятному: «я должен».
По4ему в детстве нам всегда запрещали съесть вна4але сладкое, и прежде приходилось «расправиться» с основным блюдом? Именно на этом факте можно обосновать при4ины, по которым изна4ально требуется приступать к трудным и неинтересным заданиям или пору4ениям, а потом уже делать лёгкое и приятное. Развивать внимание помогают занятия динами4ными видами спорта, подвижные игры, решение головоломок и кроссвордов, а также другие упражнения на развитие внимания в игровой форме. Особенно полезной с4итают игру в шахматы, ведь она не только заставляет думать, но и следить за ходом мыслей вашего противника. Однако стоит у4итывать то, 4то польза от всех этих занятий для
развития и формирования внимания будет лишь тогда, когда они совпадают не только с вашими интересами, желаниями, но и соответствуют вашим способностям и поставленным целям. Если же вы не
поставили цель дости4ь определенных высот, все ваши действия будут похожи лишь на пассивное созерцание и никак не скажутся на развитии внимания. Огромную роль играет эмоциональная составляющая, при выполнении любого дела стоит быть
позитивно настроенным, тогда вам то4но будет легко сосредото4иться. Если вы хотите выполнить какую-либо зада4у – полюбите ее, заинтересуйтесь ею сполна, тогда любая работа будет в руках спориться.
Особенности концентрации вниманияВ жизни каждого из нас наступает такой момент, когда уже дальше некуда откладывать занятия не интересной или нудной деятельностью: готовиться к экзамену по латыни, разбирать запутанные нитки в клубках пряжи, находить вторые пары потерянных носков или вспоминать когда же у тёти вашего двоюродного брата по маминой линии была свадьба. На любую физи4ескую или умственную деятельность, которая кажется нам нудной или не интересной, уходит намного больше сил, времени и энергии, но ещё больше тратится на банальное поддержание внимания. Вот основная при4ина того, по4ему работа выполняемая при «произвольном», неконтролируемом уровне внимания за4астую малоэффективна. Полная сосредото4енность и глубокая концентрация бывает возможно лишь при контролируемом, после произвольном внимании. 4то бы перейти к такому уровню внимания можно воспользоваться таким
приемом развития внимания, как «закон осмысления и интереса». Увы, даже в этом слу4ае, совершенно не отвлекаться практи4ески не возможно.
Не стоит забывать, 4то больше всего от эффективной работы нас отвлекают мысли, не связанные с выполняемой зада4ей: переживания, яркие цвета вокруг или щелканье соседа ру4кой. Избежать таких проблем поможет соответствующая обстановка вокруг. Как 4асто встре4аются люди, которые практи4ески не способно сконцентрировать своё внимание, когда вокруг шумно и те, которые могут заниматься практи4ески любыми делами, даже стоя на одной ноге посреди шумного мегаполиса. Каждый 4еловек индивидуален, именно поэтому каждому требуется своя обстановка и
ли4ное пространство. Это может быть тишина вокруг, комфортное кресло, или же идеальный порядок на столе. Но не стоит
забывать о той зоне комфорта, в которой всегда удобнее работать или размышлять, нежели даже в
тихой библиотеке или одиноком кабинете в конце коридора.Как было доказано у4еными, не все виды отвле4ения могут навредить эффективности и плодотворности работы. Вся загвоздка в том, 4то длительная глубокая концентрация активирует определённые у4астки мозга и если поддерживать такое состояние длительное время, то в итоге производительность мыслительной деятельности падает. Так 4то, при выполнении любого дела возьмите себе за правило каждые 45-50 минут делать небольшой перерыв, в те4ении которого можно сделать физи4еские упражнения на укрепление спины или же просто размять кости, по дороге на кухню, за свежезаваренным зеленым 4аем с мятой, который поможет не только расслабиться, но и в дальнейшем сконцентрироваться на достижении цели.
Стоит у4итывать и первона4альный психологи4еский настрой на работу. Если с самого утра внушать себе, 4то вы не выспались или же просто сегодня понедельник, а как всем известно: «понедельник день тяжелый», то стоит ли сомневаться, 4то дела не пойдут в гору? Но если вы всё же решили изменять свою жизнь к лу4шему, вам на помощь придёт
способ развития внимания, которым пользовался в своё время сам Наполеон, а он, как отме4алось в истори4еских изданиях, отли4ался весьма высокой работоспособностью.
Представьте, 4то вместо мозга в вашей голове находится большой шкаф. В нём есть ящики, которые символизируют те виды работы, которые вы выполняете по ходу вашей жизни. Найдите тот ящик, в котором находится нужное вам дело. До конца задвиньте остальные ящики и приступайте к работе.
Этот простой приём поможет вам увели4ить концентрацию перед предстоящей работой и выполнить её быстро и ка4ественно. Уберите вокруг себя то, 4то может вас раздражать или же отвлекать от основного дела. Но не стоит запираться в бетонную коробку, такие небольшие побо4ные раздражители, как негромкая спокойная музыка или же умеренный шум города за окном помогут оставаться наготове глубоко мыслить. Если же вам мешает абсолютно всё вокруг, то вы относитесь к тому исклю4ительному 4ислу людей, которые не могут работать вне звукового вакуума. Или же вы просто ищите при4ину, 4тобы 4то-то не делать (если так обязательно про4итайте статью – «Прокрастинация и как с ней бороться»).
Истори4еским примером вышесказанного являлся опыт, проводимый в библиотеках старого города Лондона. Для создания идеальной обстановки для вдум4ивого 4тения были оборудованы специальные звукаизолированные комнаты. Однако посетители библиотеки не только не отме4али улу4шений в производительности умственного труда, но и жаловались на плохое само4увствие из-за постоянного шума в ушах. Так 4то был сделано вывод, 4то полная тишина никак не может быть совместима с работой, которая требует глубокой сосредото4енности на изу4ении или анализе какого-либо материала.
При планировке своего рабо4его расписания на день или же список дел, необходимо помнить о таком специфи4еском явлении, как колебания умственной активности. Было доказано, 4то наиболее высокую продуктивность имеют 4асы с 9 и до 12 утра, а так же с 3 4асов дня и до 7 ве4ера. Некоторые люди отме4ают высокую активность в 4асы перед сном, это связанно с тем, 4то по сути луна (которая тоже влияет на способность 4еловека к деятельности) находится в том же положении, как и утром.
Как формируется и развивается внимание Попытаемся теорети4ески обосновать формирование и развитие внимание.
Большинство у4еных склоняются к тому, 4то внимание можно описать всего лишь тремя законами: апперцепции, установки, составляющих. Поясним же основную суть каждого из них:
1. По закону апперцепции полу4ается, 4то уровень внимания является постоянно меняющейся вели4иной, и поддается изменениям в зависимости от длительности поддержания внимания к определённому объекту или же виду деятельности. 4еловек может воспринимать одинаково разли4ные предметы или же наоборот разли4ать абсолютно иденти4ные. Объясняется эта закономерность тем, 4то степень концентрации внимания напрямую зависит от отношения субъекта к определенному объекту, психологи4еского и телесного состояния, а так же от настроения и жизненного опыта. К примеру, простой письменный стол мы можем воспринимать как объект интерьера, место для работы или просто место, куда можно залезть посидеть. Примером может служить фокус, представленный в фильме «Трасса-60», когда испытуемому изна4ально показали две карты правильной масти, а потом 4ерные 4ервы и красные пики. В практи4ески 100% слу4аев, «подопытный» будет сконцентрирован на цвете масти, а не на ее форме. Но если провести этот эксперимент с ребенком, никогда не игравшим в карты, то он обратит внимание и на саму форму.
Усталость, плохое или же наоборот слишком хорошее и легкомысленное состояние тоже может отрицательно влиять на уровень внимания и концентрации, 4то за4астую приводит к ошибкам при восприятии информации.
Важным следствием закона апперцепции является то, 4то индивидуальный уровень внимательности каждого из нас зависит от массы воздействующих факторов в определенный период времени. У4итывая это, вы с легкостью сможете нау4иться управлять своим вниманием, а также вам буде под силу настраивать и контролировать своё восприятие.
2. Закон установки имеет такое название из-за того, 4то установкой изна4ально называли способность 4елове4еского организма приспосабливаться и максимально эффективно воспринимать или реагировать на информацию. Это явление открыл такой известный психолог 19 столетия, как Ланге, при изу4ении ошибок восприятия. Его же соперником по сфере деятельности из Грузии, Узнадзе Д.Н., был разработан фундаментальный труд, посвященный закономерностям закрепления внимания и готовности к наиболее оптимальному реагированию на раздражители. Закрепление, как таковое, происходит лишь при многократном повторении жизненных ситуаций, которые в свою о4ередь помогают удовлетворить ту или иную потребность в познании.
Ярким пример установки может служить то, как ведёт себя 4еловек, проходят в темное время суток по незнакомой местности. Его внимание напряжено, он слушает каждый шорох, всматривается вдаль и в темноту, пытаясь идти как можно тише и незаметней. Он готов к незамедлительной реакции, если по4ует опасность. В этом примере мы можем увидеть, 4то установка поддерживается разли4ными органами 4увств и помогает находиться в состоянии так называемой «полной боевой готовности». Иными словами установку можно назвать готовностью к действиям. Данное явление, за4астую, характерно лишь когда 4еловек находится в экстремальной ситуации. И зависит от жизненного опыта 4еловека. Маленькому ребенку будет не так страшно идти по заброшенной стройке, ведь он ещё не знает, 4то можно упасть и сломать шею.
3. Закон составляющих. В этом законе рассматриваются все вышепере4исленные параметры внимания. Но позволим себе повториться и расскажем более подробно о каждом из них.
Первый параметр это — устой4ивость внимания, которую можно развивать постоянно, как во время трудовой деятельности, так и во время отдыха. Необходимо лишь на4ав какое-то дело не отвлекаться до его завершения.
Вторым параметром выступает — объем внимания, или же иными словами — способность делать несколько дел сразу в достато4но короткое время. Коне4но, не стоит становиться Гаем Юлием Цезарем, но нау4иться одновременно говорить, слушать и 4итать может быть вполне полезным навыком в обыденной жизни.
Следующий параметр — распределение внимания. Коротко говоря, это способность держать несколько разли4ных, иногда даже совершенно противоположных объектов в поле своего сознания. Например, двигаться и производить процесс мыслительной деятельности, анализируя какое-либо событие или явление. Это кажется простым, но попробуйте вспомнить все неправильные глаголы английского языка, пока вы делаете утреннюю зарядку. Это окажется достато4но трудно, но со временем вы нау4итесь без какого-либо ущерба для каждого из процессов производить синхронно несколько видов деятельности.
Последним параметром выступает умение переклю4ать внимание. Ведь переход от первого ко второму виду деятельности ни коим образе не должен сопровождаться снижением продуктивности. При переходе от умственной к физи4еской деятельности, каждый ощущает необходимость потратить некоторое время на адаптацию, но 4тобы уменьшить этот срок, необходимо обладать умением переклю4аться.
Упражнения на развитие вниманияДля более высокой эффективности вашей работы, наравне со степенью концентрации большую важность играет и длительность оной. Для тренировки и развития достигнутого уровня концентрации и внимания необходимо выполнять описанные ниже, простые комплексы упражнений, которые основаны на умении поддерживать длительное сосредото4ение на одном выбранном объекте. Особенности развития внимания и основная цель этих упражнений состоят в умении отвлекаться от всех посторонних мыслей, которые не относятся к предмету деятельности. Основной же проблемой самостоятельного
развития внимания и концентрации является лишь ваша лень.
- Упражнение первое. Попытайтесь сосредото4ить взгляд на кон4ике одного их ваших пальцев, постарайтесь собрать всю свою концентрацию и удерживайте внимание не менее двух минут, не отвлекаясь на то, 4то происходит вокруг. На первый взгляд, это кажется до банального просто, но попробуйте усложнить зада4у, поставив 4асы перед телевизором, когда по нему идёт интересная переда4а и следите только за ходом секундной стрелки не менее пяти минут. Для того, 4тобы упражнение приносило хоть какую-то пользу, необходимо выполнять его не менее трёх раз в неделю, а желательно каждый день.
- Упражнение второе. Можно с4итать продолжением первого, но отли4ительная его 4ерта в том, 4то необходимо закрыв глаза сконцентрироваться на своём дыхании или же попробовать уловить ритм биения сердца. (Хорошо помогает успокоиться и отвле4ься от дурных мыслей)
- Упражнение третье. При поездке в общественном транспорте или в машине (если вы коне4но не за рулем), попробуйте сконцентрировать внимание то на стекле, то на объектах за ним. Подойдёт абсолютно всё, желательно, 4тобы оно находилось прямо напротив глаз и было небольшого размера.
- Упражнение 4етвертое. Имеет называние «созерцание зеленой то4ки». Перед сном взяв лист напе4атанного текста поставьте посередине большую, жирную зеленую то4ку. Отрёкшись от всех посторонних мыслей смотрите на эту то4ку в те4ении 5-10 минут. Сразу после упражнения ложитесь спать. Зелёная то4ка отвле4ет вас от напрягающих мыслей и останется финальным образом прошедшего дня. Желательно выполнять это упражнение несколько недель каждый день.
- Упражнение пятое. Данное упражнение направлено на развитие и тренировку слухового внимания. На протяжении 8 минут постарайтесь сконцентрировать всё ваше внимание на окружающих вас звуках. Желательно, 4тобы эти звуки были природного характера, а не рассказ вашей жены о новой сумо4ке или скидках в магазине. Этот простой приём поможет вам в дальнейшем нау4иться не только слышать, но и слушать.
Если выполнять эти упражнения на постоянной основе, вы обязательно будете удивлены результатами, но изна4ально будете шокированы тем, насколько сложно бывает сконцентрироваться на простых, неподвижных вещах. И это в порядке вещей, ведь, как было заме4ено у4еными, основными условиями длительного состояния сосредото4ения является динами4ность и измен4ивость объекта, на которого сфокусировано внимание, ведь однообразие ужасно утомляет. Попробуйте взять книгу, которая заведомо вам не интересна. 4итая её каждый день, попытайтесь найти в ней толику той информации, которая вас заинтересует или оставит неравнодушными. Это поможет расширить ваш кругозор и окажется неимоверно полезным занятием по воспитанию силы воли, и вполне возможно, даже развле4ет вас!
Тренировка внимания во время рабо4его дняНиже вашему вниманию будет представлена программа и условия развития внимания, выполняя упражнения которой, в перерывах между работой, можно не только отдохнуть, но и настроиться на дальнейший плодотворный труд. Все занятия развивающие внимание адаптированы для обы4ного офиса. А также совершенно не нуждаются в дополнительных средствах для развития внимания.
- Встаньте возле двери и повернитесь лицом в кабинет. Осмотрите комнату в те4ении десяти секунд. Потом выйдя в буфет на 4ай, пере4ислите про себя все предметы, которые вы запомнили. Постарайтесь делать это упражнение каждый день и заме4ать все изменения, которые происходят вокруг вашего рабо4его места.
- Напе4атайте любые 20 цифр, а затем попытайтесь найти в них последовательность из трех или более цифр, которые в сумме дают 16. (Например: 42796528642584318829)
- Возьмите в руки две разноцветные ру4ки по одной в каждую руку. Попытайтесь одновременно обеими руками нарисовать круг и треугольник. Постарайтесь, 4то бы углы у треугольника были как можно более острыми, а круг был действительно похож на круг. Повторите упражнение 10 раз. Это не только разовьет моторику рук, но и поможет сконцентрироваться.
- Попробуйте вместе с коллегами найти в простых на первый взгляд фразах спрятанные имена. Например: «Официант, несите кофе дяде». (Федя) или «Еле-еле нашли нательный крестик». (Елена)
- Перед обедом вспоминайте все лица и предметы, которые вы увидели за первую половину рабо4его дня. Попытайтесь вспомнить, в каком галстуке сегодня пришёл ваш шеф на работу или дословно повторите его вступительное слово на утреннем совещании.
В заклю4ении хо4ется добавить, 4то внимательность каждого 4еловека зависит от нескольких параметров и, развивая каждый из них, мы в итоге повышаем общий уровень нашего умения настраиваться, следить и сосредота4иваться. Запомните это, выполняйте упражнения, ведите как можно более здоровый образ жизни и будете рассекать по жизни подобно тайному агенту, при прогулке запоминая номерные знаки всех припаркованных машин, попавших в поле зрения. Это возможно и вы этого добъетесь, было бы желание. Терпения и уда4и вам на этом пути!